МТЗ-82.3 – трактор нового поколения, разработанный на смену предыдущим моделям 82.1 и 82.3. Техника улучшена по всем параметрам – от внешнего вида до конструктивных доработок. Трактор выполняет широкий спектр задач в сельскохозяйственной и коммунальной сфере деятельности. Его можно применять с навесным и полунавесным оборудованием, а также выполнять погрузочные и транспортные работы. В зависимости от модификации модель 82.3 выпускается с портальным или балочным передним ведущим мостом.
Навигация по статье
Краткие отличия от МТЗ-82.1
- Синхронизированная МКПП 14х12 с реверсом повышает удобство при выполнении задач, где требуется часто менять направление движения. Реверсом заведует отдельный рычаг слева от рулевой колонки.
- МТЗ-82.3 оборудован лепестковой муфтой сцепления LUK, которая имеет прочную конструкцию и способствует уменьшению усилия на педали.
- В отличие от предшественника новый трактор поставляется с электрогидравлическим приводом переднего ведущего моста. Такое решение повышает удобство использования. Кроме того, в обновленной конструкции привода удалось избавиться от промежуточной опоры, и это благоприятным образом сказалось на надежности трактора.
- Установка «мокрых» тормозов позволила снизить усилие на педали тормоза и обеспечить более плавное торможение. Таким образом, инженеры МТЗ успешно выполнили задачу по улучшению комфорта и увеличению ресурса тормозной системы.
Общие параметры
- Двигатель – безнадувный дизель Д-243S2 с топливным впрыском
- Рабочий объем – 4,75 л
- Мощность – 84 л. с.
- Обороты дизеля – 2200 об/мин
- Крутящий момент – 295 Н/м
- Запас крутящего момента – 15 Н/м
- Цилиндры, шт. – 4
- Диаметр цилиндров – 110 мм
- Ход поршня – 125 мм
- Удельное потребление топлива – 244 гр/кВт*ч
- Объем бензобака – 130 л
- Сцепление – сухое, однодисковое
- Число передач в МКПП – 14 передних и 12 задних
- Максимальная скорость вперед/назад – 36/2,3 км/час
- Обороты ВОМ, об/мин:
- Синхронный – 3,4
- Независимый I – 540
- Независимый II – 1000
- Габариты, Д/Ш/В: 4120/1970/2800
- Колесная база – 2450 мм
- Колея по передним/задним колесам – 1430-1990/1400-2100 мм
- Дорожный просвет – 645 мм
- Радиус поворота – 4,5 м
- Масса эксплуатационная/допустимая – 4000/6500 кг
- Размеры передних/задних колес: 11.2-20/15,5R38
- Грузоподъемность навесной системы – 3200 кг
- Емкость гидросистемы – 25 л
- Мощность насоса/давление – 45 л/мин/20 мПа
- Тормозная система – мокрая, стояночно-дисковая
- Рулевая система – гидроцилиндр с насосом-дозатором
- Мощность/напряжение генератора – 1150 Вт/14 В
- Напряжение стартера – 12 В
Дополнительные опции:
- Кондиционер
- Балластный груз спереди и сзади
- ПВМ с планетарно-цилиндрическим редуктором
- Подогрев и электрорегулировка зеркал
- Водительское сиденье Grammer
- Расширенный функционал ЗНУ
- Сцепное устройство «Угольник» СА-1.
Дизайн
- Панели кузова (облицовка ДВС, крылья и крыша) выполнены в новом аэродинамичном стиле.
- Светодиодная головная оптика.
- Для облегчения доступа к подкапотному пространству открывается передний край капота.
- Пластиковые передние крылья.
- Увеличенные передние колеса для повышения проходимости по неровной дороге.
Кабина и салон
- Усиленный каркас с виброамортизаторами.
- Улучшенная шумо-, пыле- и термоизоляция салона с изоляционной пластиной между кабиной и моторным отсеком.
- Выхлопная труба перенесена по правой стойке каркаса, что позволяет улучшить обзорность спереди.
- Повышено удобство обслуживания аккумуляторной батареи благодаря ее вынесению за пределы салона кабины.
- В крыше есть люк для улучшения качества микроклимата внутреннего пространства.
- Если люка недостаточно, можно его закрыть и включить штатный кондиционер, а для комфортной работы в зимнее время года предусмотрен отопитель со встроенным фильтром воздуха.
- Повышенная обзорность благодаря широкой площади остекления с тонировкой, которая защищает от солнечных лучей.
- Приборная панель с LCD-экраном.
- Магнитола с USB.
Двигатель
Трактор МТЗ-82.3 оснащается модифицированным дизелем Д-243S2 с экологическим стандартом Stage II, проверенный агрегат, устанавливаемый на многие тракторы беларус. Чтобы сохранить высокую ремонтопригодность и не усложнять конструкцию, поршневую группу и основные характеристики было решено оставить без изменений по сравнению с предыдущим мотором Д-240. Тем не менее, не обошлось без следующих улучшений:
Модернизированная топливная система характеризуется увеличенным давлением впрыска (250 кгс/кв. см) в сочетании с топливным насосом 4УТНИ. Кроме того, установлена форсунка 172.111210-11.01, отвечающая экологическим требованиям Евро-2. Диаметр отверстий распылителя составляет 0,29 мм, что позволяет повысить качество распыла и, тем самым, улучшить эффективность полного сгорания горючей смеси. Эти доработки положительно отразились на увеличении КПД двигателя и снижении объема вредных выбросов. Для сравнения, у старых дизелей Д-240 и Д-243С давление впрыска составляет лишь 178 и 220 кгс/кв. см. соответственно.
В масляном фильтре, который пришел на смену центрифуге, предусмотрен бумажный сменный картридж. В системе смазки также имеется кронштейн с водяной рубашкой, которая контактирует напрямую с системой охлаждения для достижения наилучшего теплообмена между охлаждающей жидкостью и маслом. Это способствует его быстрому разогреву при запуске мотора.
Свечи зажигания установлены непосредственно в головке блока цилиндров, что позволило отказаться от использования электрофакельного предпускового подогревателя и, тем самым упростить конструкцию.
Электростартер с пусковым устройством на 3.2 кВт обеспечивает более эффективный запуск в широком диапазоне температур внешней среды.
Обновленная система подачи топлива с минимальными люфтами и колебаниями за счет наличия тросового привода.
Как упоминалось выше, дизель соответствует экологическим требованиям Stage II, но завод не стоит на месте и ведет работы по адаптации к стандарту Stage IIIA.
Трансмиссия и коробка передач
Вместо раздаточной коробки МТЗ-82.3 оборудован многодисковой муфтой, с которой связан однозвенный карданный вал. Для включения переднего моста и блокировки дифференциала надо нажать на соответствующую клавишу в салоне на передней панели. Промежуточная опора отсутствует, что позволяет повысить надежность и уменьшить износ деталей.
В кабине машиниста есть трехпозиционный клавишный переключатель, с помощью которого можно настроить давление в рабочем цилиндре муфты. Для этого используется шестеренный гидронасос с независимым приводом.
Панель управления освобождена от дополнительных переключателей, в том числе и от рычага включения переднего моста. При этом имеются знакомые режимы «ПВМ выкл», «ПВМ вкл» и «ПВМ авто».
Облегчить «челночное» движение позволяет реверс-редуктор, совмещенный с понижающим редуктором.
9-ступенчатая коробка лишена двух задних передач, смысл в которых отпадает благодаря наличию рычага реверса-редуктора, размещенного слева от сиденья. С его помощью можно быстро направить вращение валов КП в обратную сторону, находясь при этом на любой из 18 доступных передних скоростей. Задних передач тоже 18, и все они рассчитаны на номинальный крутящий момент, который передается КПП как по реверсу, так и при движении вперед.
«Лепестковое» сцепление LuK пришло на смену прежнему сцеплению с периферийными витыми пружинами. Новый узел позволил снизить вибрацию на двигатель и уменьшить усилие при выжиме педали. Еще в конструкцию входит необслуживаемый подшипник с запасом смазки на весь период эксплуатации трактора.
В соответствии с новыми требованиями ТС 031/2021 коробка передач имеет двухрычажное управление и датчик реверса.
Тормоза
Встроенные рабочие тормоза дополнены многодисковыми муфтами, которые установлены по обеим сторонам картера на оси дифференциала. Отныне работа тормозных дисков происходит в масляной ванне, что значительно повышает надежность. Тормозная система — с индивидуальным приводом и отдельной педалью с перемычкой, которая обеспечивает синхронное срабатывание обоих тормозов. Для повышения маневренности перемычка снимается, чтобы была возможность тормозить отдельно внутренним колесом для лучшего вхождения в поворот.
Эргономика и гидронавесная система
На фоне предшественника трактор МТЗ-82.3 имеет немало эргономических улучшений. Например, что касается распределителя, ранее располагаемого между кабиной и моторным отсеком – теперь находится с внешней стороны задней стенки кабины и имеет тросовый привод управления секциями. Такое расположение является более удобным. К тому же, сами рычаги теперь находятся на боковой панели управления со стороны правой руки оператора (ранее они размещались на передней стенке кабины).
«Лифтовое» сцепное устройство с удобной настройкой, а раскосы слева и справа снабжены рукоятками вращения регулировочных винтов.
Добавление в рулевое управление второго гидроцилиндра существенно повысило эффективность работы.
Функциональные возможности ЗНУ
У предыдущей модели позаимствовано заднее навесное устройство трехточечного типа с множеством регулировок. Как и прежде, оно используется для подключения навесного и прицепного оборудования, для питания которого предусмотрены быстроразъемные муфты (6 шт.), размещенные на задней стенке кабины. Для буксировки прицепа используется ТСУ. ЗНУ обладает широким функционалом в сочетании с трехрежимным валом отбора мощности. Ниже представлены основные функции ЗНУ:
- Изменение длины тяг и раскосов
- Возможность горизонтального и вертикального перемещения орудия
- Настройка положения широкозахватного оборудования в зависимости от рельефа местности
- Установка плуга на определенную глубину
- Создание необходимой нагрузки на задний мост.
Особенности работы ВОМ
Как было сказано выше, вместо механического ленточного редуктора трактор МТЗ 82.3 получил многодисковую гидроуправляемую муфту, которая является более стойкой к перегрузкам. С такой системой можно рассчитывать на надежное подключение коммунальных и сельскохозяйственных приспособлений. В зависимости от типа навесного оборудования скорость вращения ВОМ в стандартном режиме составляет от 540 до 1000 об/мин. Еще есть третий (синхронный) режим, который обеспечивает привязку от шестерни второй передачи КП к скорости трактора, которая в таком режиме не превышает 8 км/час. При этом вращение хвостовика составляет 3,6 об за каждый пройденный метр участка. Синхронный режим используется для равномерного распределения семян и удобрений по всей посевной площади.
Заключение
Трактор МТЗ-82.3 имеет новую концепцию, заточенную на удовлетворение европейским требованиям в области комфорта, безопасности и сохранения высокой производительности при высоких нагрузках. Это обеспечивает успешную конкуренцию на мировом рынке универсальной спецтехники для продуктивной работы в сельском и коммунальном хозяйстве.