ДЭТ 250 – универсальный многоцелевой бульдозер, который пользовался высоким спросом в середине 20 века. Машину выпускали не слишком большими партиями, но в то же время, данная модель была способна заменить сразу несколько специализированных машин – во многом благодаря своей высокой производительности. Машина имеет оригинальную для своих лет компоновку, и позиционируется как дизельный электрический трактор, рассчитанный на широкий спектр задач. Надо признать, что это первый трактор с электромеханической трансмиссией, выпускавшийся на территории СССР. Этот бульдозер объединил в себе последние технологии того времени, и поступил в производство 1957 году. Конвейер по сборке ДЭТ 250 был организован в Челябинске. В этой статье рассмотрены технические параметры, возможности и особенности эксплуатации данного трактора, а также его стоимость.
Навигация по статье
Назначение
ДЭТ-250 – универсальная машина с возможностями бульдозера, способная работать на крупных промышленных территориях. Основным назначением аппарата является погрузка и перевозка тяжелой тары, дробление грунта и твердой поверхности, землеройные операции различного масштаба, сельскохозяйственные задачи, работа в коммунальном хозяйстве и т. д. Возможность работать в разных сферах деятельности обусловлена поддержкой разнообразного навесного оборудования, а также высокой грузоподъемностью.
Машина относится к 25-ой тяговой категории. Производилась только на одном заводе в Челябинске. Главным преимуществом машины на фоне ближайших по цене конкурентов является ее электромеханическая КПП, которая охлаждается выхлопными газами. Как показала практика, достоинств у такой коробки гораздо больше, нежели недостатков.
Обратим внимание, что после ДЭТ-250 Челябинский тракторный завод занимался выпуском модернизированных бульдозеров с заводским индексом ДЭТ-320, а также Т-330. На самом деле, эти машины имеют схожую конструкцию с ДЭТ-250, за исключением незначительных доработок. Для своего времени ДЭТ-250 считался высокотехнологичным трактором, при использовании которого строители могли рассчитывать на максимальную производительность. По этому показателю советская машина была не хуже иностранных аналогов.
Технические характеристики
- Двигатель – В-31М2, дизельный, V-образный, четырехтактный
- Мощность – 323 лошадиные силы
- Частота вращения – 1400 об/мин
- Рабочий объем – 38 литров
- Масса бульдозера с рыхлителем – 41 340 кг
- Масса бульдозера без рыхлителя – 37500 кг
- Давление на грунт – 0,93 кг/кв. см.
- Коробка передач – электромеханическая, двухскоростного типа (по одной передаче для движения вперед и назад)
- Тяговое усилие – 377 кН
- Гидросистема – двухступенчатая
- Опорные катки с каждой стороны, шт – 6
- Поддерживающие катки, шт – 2
- Ширина башмака гусеницы – 690 мм
- Натяжение – гидравлическое
- Колея – 2450 мм
- Колесная база – 3218 мм
- Ширина отвала – 4250 мм
- Высота отвала – 1850 мм
- Емкость призмы волочения – 10,5 куб. м.
- Высота подъема отвала – 1400 мм
- Масса бульдозерного отвала – 5200 кг
- Угол резания – 55 градусов
- Угол поперечного перекоса отвала – 10 градусов.
Особенности устройства и эксплуатации
- Трактор ДЭТ-250 получил достаточно внушительные габаритные характеристики, и в связи с этим не может «похвастаться» рекордной маневренностью хотя бы для своего класса. Масса машины превышает 41 тонну с учетом рыхлителя, вес трактора без рыхлителя составляет 27,5 тонн. Безусловно, аппарат такого уровня можно оснастить большим количеством навесных опций. В стандартную комплектацию входит отвал с гидравлическим приводом, и возможностью настройки угла резания и перекоса. Масса отвала составляет 5,2 тонны. Ширина отвала – 4250 мм, а высота – 1850 мм.
- Машина оборудована безальтернативным дизельным мотором В-31М2 с четырехтактной компоновкой и V-образным расположением цилиндров. Двигатель развивает свыше 320 лошадиных сил, а номинальная частота вращения коленвала достигает 1400 об/мин. Камера сгорания имеет рабочий объем 38 литров. Силовая установка агрегатирована с электромеханической трансмиссией со следующими рабочими параметрами:
- Число передних скоростей – 1
- Число задних скоростей – 1
Максимальная скорость при движении вперед – 15 км/час
- Бульдозер ДЭТ-250 базируется на колесном шасси с оптимальным давлением на грунт. Из основных характеристик ходовой части выделим следующие параметры:
- Общее количество опорных катков с каждой стороны – 6 шт.
- Поддерживающие катки, шт. – 2.
- Ширина башмака – 690 мм
- Гидравлический механизм натяжения
- Площадь колеи – 2450 мм
- Колесная база – 3218 мм.
- Машина получила цельнометаллическую кабину с утеплением и звукоизоляцией. Также отметим широкую площадь остекления, которая гарантирует высококлассный обзор по всем направлениям. Водитель может комфортно разместиться на сиденье, подогнав под себя нужные регулировки. Например, кресло можно настроить по высоте. Само водительское сиденье установлено в правой части кабины. Органы управления представлены в виде рычагов и переключателей, которые заменили привычную рулевую колонку. Примечательно, что уже в базовом исполнении в кабине есть отопитель, но от системы вентиляции пришлось отказаться ради удешевления конструкции. Надо признать, что в целом, кабина не отличалась высоким уровнем комфорта даже по меркам тех лет. И все же, для водителя среднего роста в такой кабине достаточно удобно. Она просторная, и в ней есть пассажирское сиденье, которое, в отличие от водительского кресла, нельзя регулировать.
- После 2013 года вместо ДЭТ-250 Челябинский завод выпускал обновленную модель ДЭТ-320, но оригинальная машина при этом оставалась все еще актуальной. Пик производства ДЭТ-250 пришелся на 2002-2007 годы. Отметим отличительные особенности машины этих модельных лет:
- Система жидкостного охлаждения с фронтальным радиатором
- Ходовая часть, усиленная с помощью лонжеронов и торсионов
- Усовершенствованная кабина с обновленным стеклопакетом
- Улучшенные теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства салона
- Наличие кондиционера
- На переднем правом крыле расположен аккумулятор (раньше он находился в кабине).
- Гусеничный бульдозер ДЭТ-250 неприхотлив в длительном использовании и обслуживании. Выделим несколько особенностей эксплуатации данной модели:
- Адаптация к экстремально жарким и морозным условиям – от плюс 40 до минус 40 градусов.
- Простое обслуживание элементов подкапотного пространства. Для этого можно использовать подручные (базовые) инструменты, и ремонт можно осуществлять в полевых условиях, отдаленных от сервисного центра. Упрощенное обслуживание обусловлено тем, что многие компоненты находятся в легкодоступных местах. К тому же, техника нетребовательна к качеству горючего. Единственным условиям для нормальной эксплуатации была следующая рекомендация – в зимнее время года заливать специальное дизельное топливо, рекомендованное заводом. В противном случае, как показала практика, топливо может застыть (замерзнуть) в топливопроводе.
- Как указано выше, оператор имеет возможность быстро получить доступ ко всем агрегатам, во многом благодаря кузову капотного типа.
Фото
Видео
Цена
Средняя стоимость бульдозера ДЭТ-250 на российском рынке составляет 6,6 млн рублей. Цена указана за машину в рабочем состоянии, выпущенную в 2007 году. Версия образца 2009 года, оснащенная рыхлителем и сферическим отвалом, обойдется в 9,2 млн рублей. Самым доступным вариантом является бульдозер 2008 года за 3,1 млн рублей. Но такие цены более актуальны для Красноярского края.
Отзывы
- Александр, Петрозаводск. Машина неплохая, но затратная. Производительность – на высоте, ну по крайней мере среди советских бульдозеров 1970-ых годов. Рабочее место – комфортное, с возможностью регулировки. Жаль, что нет простенькой вентиляции. Ну хоть можно открыть боковые форточки – это уже что-то. Зимой от холода спасает мощная печка, из которой часто вытекает тосол. Эту проблему устранить не получиться – конструктивная особенность. Расход топлива гигантский, как у любого другого бульдозера с такими габаритами. Машина неповоротливая, и имеет слишком большой радиус разворота, что вполне объяснимо. Часто изнашиваются уплотнения из-за некачественных материалов. Износ уплотнений является причиной, по которой выходит из строя гидрокаркас бульдозерной установки. Устранить проблему можно, открутив регулировочную гайку и затянуть все болты.
- Владимир, Красноярск. ДЭТ-250 – бульдозер с большим потенциалом, но за ним нужен квалифицированный уход и регулярное обслуживание. Машина требует смазки деталей, регулировки и затяжки винтовых соединений, а также регулярной заправки или замены расходных материалов. Заправочные резервуары часто трескаются на морозе, и возникают течи. Особенно капризной является электромеханическая коробка передач – одна из первых подобных разработок СССР, и поэтому деталь весьма капризная. Тоже требует смазки. Досаждает неполадками и гидравлический цилиндр рыхлителя, который начинает капризничать из-за износившихся уплотнительных прокладок. Решить проблему можно, если открутить регулировочную шайбу и протянуть регулировочные болты. Кроме того, возникают проблемы отвалом рыхлителя, который плохо погружается под землю. Вероятная причина – износ рабочей кромки ножей. Вот здесь уже без замены ножей не обойтись.