ДТ-20 – универсальный трактор советского производства, рассчитанный на многоцелевое использование. Даже не смотря на легкую тяговую категорию, машина обладает неплохой производительностью, что неудивительно. Ведь она пользовалась большим спросом по всему Советскому Союзу, и это является едва ли не ключевым подтверждением успешности трактора ДТ-20. Техника представляет собой легкий колесной трактор Харьковского моторного завода, выпускавшийся с 1958 по 1969 год. Данную машину принято относить к 0,6-й тяговой категории. Возможности этого аппарата рассчитаны на большой спектр задач в сельском хозяйстве, а также других сферах деятельности. Рассмотрим подробно достоинства машины, а также ее возможности и характеристики.
Навигация по статье
Описание и назначение
ДТ-20 – компактный трактор, и одна из лучших легких моделей Харьковского завода того времени. Высокую популярность модели можно объяснить тем, что за все годы производства было выпущено порядка 248 тысяч таких тракторов, которые поставлялись не только в советские республики, но и в капиталистические страны. Так, машина была востребована на виноградниках во Франции, в садоводстве Голландии и т. д. Основная сфера применения ДТ-20 – это, конечно же, сельское хозяйство. Машина эффективно справлялась с такими операциями, как окучивание, культивация, вспахивание, боронование, рыхление, а также обработка твердой целинной почвы и многие другие работы. Трактор ДТ-20 широко востребован и в коммунальном хозяйстве, в погрузке и буксировании грузов и прицепов. Широкие возможности машины можно объяснить поддержкой большого количества навесных опций, которые делают ДТ-20 универсальным трактором. Данная модель весьма популярна в тепличных хозяйствах и фермах.
Краткие характеристики трактора ДТ 20
- Разработчик – Харьковский тракторный завод
- Мощность – 20 лошадиных сил
- Расход топлива – 200 г/л. с. в час
- Коробка передач – механическая, с 6 передними и 5 задними передачами
- Максимальная скорость – 17 км/час
- Размеры трактора, мм: Длина – 2818, Ширина – 1231 (садовая модификация)
- Масса трактора – 1500 кг.
Особенности устройства и эксплуатации
- ДТ-20 оснащается четырехтактным одноцилиндровым дизельным мотором Д-20, который имеет водяное охлаждение, выполняющее защитную функцию от перегрева. Силовая установка имеет непосредственный топливный впрыск в камеру сгорания, предназначенный для равномерного распределения топлива по камере сгорания. Это обеспечивает более рациональное использование горючей смеси, чтобы мотор меньше расходовал топливо, и был менее токсичным. Для удобства обслуживания цилиндр сделали вертикальным. Надо отметить, что дизель ДТ-20 является модернизированной версией мотора Д-14В. Главное отличие – в измененной конфигурации боковых стенок картера. Кроме того, ради повышения производительности разработчики увеличили головку и картер цилиндра, а также улучшили конструкцию сапуна. Ход поршня в новой версии составил 140 мм вместо 125 мм. Также отметим более высокий коэффициент наполнения мотора, а также более рациональное использование воздушной смеси, попадающее в цилиндр. В результате удалось повысить эффективное давление и уменьшить не только топливный расход, но и повысить экологичность.
В базовом исполнении мощность силовой установки достигает 18 лошадиных сил, что весьма актуально в то время. В данном случае коленчатый вал раскручивается до 1600 об/мин, а при 1800 об/мин силовая отдача уже составляет 20 лошадиных сил. Среди вспомогательных компонентов, улучшающих работу мотора в суровых климатических условиях, отметим электрический стартер, систему комбинированной смазки, шестеренчатый насос и другие компоненты. Кстати, система охлаждения – закрытого типа, с принудительной циркуляцией воды. Циркуляция образуется под воздействием водяного насоса, расположенного возле четырехлопастного вентилятора. - Трактор ДТ-20 оснащен механической четырехступенчатой коробкой, у которой три скорости имеют реверс. Обратим внимание, что безреверсная передача функционирует при низкой скорости коленчатого вала. Конструкция коробки усилена поперечными валами, а максимальная скорость на самой последней передаче составляет 17 км/час. Для перехода на следующую или пониженную скорость рычаг КПП переводится в соответствующее положение. В тракторе ДТ-20 используется силовая передача замкнутого типа, с сухим однодисковым сцеплением. Муфта сцепления размещена между КПП и ДВС. В конструкцию коробки передач также входят поворотные механизмы, представляющие собой два сателлитных конических дифференциала. Кроме того, компоновка КПП включает в себя специальные рукава с тормозными механизмами, конические передачи, и одноступенчатый редуктор. Тормоза – ленточного типа, установленные на задних колесах. Для их приведения в действие задействуется соответствующая педаль. Рулевое управление расположено вертикально. Механизм рулевой колонки – червячного типа, с двойным роликом.
- Трактор ДТ-20 имеет прочную ходовую часть с поворотными передними колесами, направление которых задается рулевым колесом. Помимо переднего моста, также отметим ведущие задние колеса с шинами низкого давления. Кроме того, ходовая часть усилена полужесткой подвеской с рессорами. Гидравлическая система включает в себя две основные части – непосредственно сам гидромеханизм, а также механизм для навешивания навесного и прицепного оборудования. Гидравлический механизм состоит из масляных насоса и бака, распределителя, силового цилиндра и маслопроводов. Гидравлический насос имеет пропускную способность, достаточную для обеспечения высокой грузоподъемности. Насос закреплен на силовой установке, а все остальные вышеуказанные компоненты гидросистемы выполнены в едином корпусе, который принято называть гидроподъемником. Гидроподъемник, в свою очередь, вмонтирован в заднюю стенку картера главной передачи трактора. Еще один компонент для доведения грузоподъемности до стандартов класса – вал отбора мощности, имеющий рабочий режим в пределах 500 об/мин. Рабочее давление масляного насоса составляет 100 кг в расчете на 1 квадратный метр, а пропускная способность гидронасоса составляет 16 литров в минуту. Для повышения универсальности в конструкции гидравлики есть специальный приводной шкив, который адаптирован к работе со стационарными навесными орудиями. Помимо того, гидравлика дополнена элементами, на которые можно навешивать скоростную сенокосилку типа КСХ-2ЛБ. Также можно подключать дисковые бороны, культиваторы, опрыскиватели, опылители, льноподборщики, молотилки, волокуши, подборщики, транспортировщики лозы, а также погрузочные прицепы для транспортировки винограда.
Модификации трактора ДТ 20
Выделим следующие модификации трактора ДТ-20, которые имели наибольший спрос:
- ДТ-20-С1 – обновленный трактор с увеличенными покрышиками. Данная версия применялась для культивации и междурядной обработки
- ДТ-20-С2 – универсальный трактор для сельскохозяйственных работ. Это машина общего назначения, способная перевозить грузы на небольшие расстояния
- ДТ-20-С3, ДТ-20-С4, ДТ-20-С5 – унифицированные тракторы с шинами 10-28. Имеют одинаковые расширенные крылья. Данные модификации экспортировались в ряд государств ближнего и дальнего зарубежья. Эти машины считались самыми технически совершенными. У них использованы доработанные фары, стоп-сигнал, дополнительный задний фонарь, розетка для подключения сигнализации прицепных навесных опций. Версия ДТ-20-С5 получила вентилятор для механизатора
- ДТ-20 С-6 – усовершенствованный трактор с широкими возможностями работы с навесным и прицепным оборудованием. Электрическая схема трактора также подверглась доработкам.
- ДТ-20В – гусеничная модификация с блокируемым дифференциалом. Данная версия предназначалась для работ на серьезном бездорожье, а также массово применялась в виноградарстве, а также эффективно работала на овощеводческих плантациях.
- ДТ-20К – трактор с увеличенный дорожный просветом в 500 мм. Размер дорожной колеи у этой машины составляет 2100 мм. Данная машина была разработана специально для обработки высокорослых культур в сельском хозяйстве.
- ДТ-20У – специализированный трактор с высокой маневренностью и зауженным профилем. Эта машина стала очень популярной в теплицах, и пользовалась высоким спросом у животноводческих фермеров, а также в садоводстве и овощеводстве.
Доступные запчасти и высокая ремонтопригодность сделали трактор ДТ-20 очень популярным и универсальным. Машина имела ряд конструктивных недочетов, которые можно было легко исправить своими силами – благодаря гибкой и простой конструкции. Хоть трактор не имел кабины, он был комфортным в использовании в теплое время года.
Фото ДТ-20
Видео
Цена
Средняя стоимость трактора ДТ-20 на российском рынке составляет 40 тысяч рублей. Цена указана за экземпляр 1968-1970 года выпуска.
Отзывы о тракторе ДТ 20
- Александр, Ленинградская область. Хороший трактор своего времени. Машина сохранилась и хранится у нас в гараже как раритет. Правда, в нерабочем состоянии, но можно откапиталить и дальше работать на нем. Но я считаю, что он уже свое отработал. На нем пахал мой дед, потом отец. Можно сказать, что это мой первый учебный трактор. Благодаря ему я узнал об устройстве, как ремонтировать, правильно управлять навесными орудиями и т. д. На самом деле, тут нет ничего сложного, но сначала пришлось немного помучаться. Машина годится для работы только в теплую погоду, ведь трактор ДТ-20 не имеет собственной кабины. Есть только навесная крыша, которая кое-как спасала от дождя. После работы на этом трактора я был весь в грязи. О комфорте можно было и не мечтать. При должном уходе машина достаточно надежная, и эффективная садоводстве и других сельскохозяйственных работах. Мой дед и отец постоянно вспоминали, как радостно колесили на поворотливых и универсальных ДТ-20. В основном это были колесные машины, а версии с гусеничным шасси использовались реже. Когда машины списывали, одну из них мы забрали себе.
- Сергей, Ярославль. ДТ-20 – универсальный трактор для работы в теплое время года. Отлично подходил для работы в теплицах и виноградниках. Слабый мотор сильно шумел на высоких оборотах, что доставляло дискомфорт, однако гордость за наше отечество была намного больше, и это заставляло нас работать и еще нас работать. Скромные габариты трактора улучшали маневренность и проходимость, и к тому же, это сказывалось на низком расходе топлива. Жесткая подвеска позволяла ощутить на своей пятой точке каждый ухаб. Трактор было легко ремонтировать и обслуживать. После него я пересел на более современную модель Т-25.