ДТ-54 – легендарный советский трактор, рассчитанный на широкий круг сельскохозяйственных работ. Машина оказалась настолько популярной, что в ее честь по всему Союзу были поставлены памятники и монументы. Более того, во Вьетнаме было воссоздано изображение в виде ДТ-54, на одной из денежных купюр того времени. Как видим, машина была популярной не только на практике, но и в творчестве, искусстве (денежные купюры, монументы и т. д.). Безусловно, это связано с мировой популярностью и узнаваемостью трактора ДТ-54. Данная модель стала серьезным шагом вперед в истории отечественного тракторостроения. В этой статье рассмотрим основные возможности трактора, а также его преимущества и характеристики.
Навигация по статье
Описание и назначение
ДТ-54 – многоцелевой гусеничный трактор, обладающий поддержкой большого количества навесных опций. Но в первую очередь машина предназначена для сельских работ – это боронование, окучивание, вспахивание, культивация, рыхление почвы, и даже обработка твердого целинного грунта. Надо отметить тот факт, что ДТ-54 стал первым советским гусеничным трактором широкого профиля. Машина успешно прошла испытания еще в качестве прототипа СТЗ-НАТИ – так назывались предсерийные образцы, которые впоследствии превратились в серийную модель ДТ-54. Массовое производство одноименного трактора началось в 1949 году. Машина быстро стала востребованной на территории СССР, а затем и в зарубежье. Модель собирали в Харькове, вплоть до 1961 года, и еще два года выпускали в Сталинграде. По решению специального совета было решено продолжить производство на Алтайском тракторном заводе – ввиду высокой востребованности модели. Там машину производили до 1979 года. За все время производства собрано свыше 950 тысяч трактором ДТ-54. Помимо сельского хозяйства, возможности этой легендарной машины были высоко оценены и в коммунальном хозяйстве, а также в транспортных и монтажно-ремонтных работах, при перевозке крупногабаритных грузов и т. д.
Характеристики трактора ДТ-54
- Двигатель – ДТ-54
- Мощность двигателя – 54 лошадиные силы
- Крутящий момент – 343 Н/м
- Вместимость топливного бака – 185 литров
- Механическая коробка передач – да, с 5 передними и 1 задней передачей
- Режим работы ВОМ – 547 об/мин
- Объем колесной базы – 1622 мм
- Параметры колеи – 1435 мм
- Удельное давление на грунт – 0,41 кгс/кв. см.
- Клиренс – 260 мм
- Размеры трактора, мм: Длина – 3660, Ширина – 1865, Высота – 2300
- Масса трактора – 5400 кг.
Устройство и эксплуатация
- Трактор ДТ-54 оборудован бензиновым дизельным мотором, как и его обновленная версия ДТ-54А. Это бескомпрессорный четырехтактный мотор с водяным охлаждением и вихрекамерным смесеобразованием. Стандартная четырехцилиндровая компоновка с рядным расположением, рабочий объем – 7,4 литра. Мощность мотора удалось довести до 54 лошадиных сил, которые достигаются уже при 1300 об/мин. При этом максимальный крутящий момент составляет 35 кГм. Мотор получился относительно компактным по тем временам – его вес был на уровне 1100 кг, не считая радиатора. К тому же, мотор отличался высокой топливной экономичностью, и был весьма экологичен, учитывая невысокую мощность. Более того, двигатель получил емкий топливный бак на 185 литров, а в некоторых модификациях были и 250-литровые баки.
Мотор получил несколько вспомогательных компонентов, обеспечивших ему эффективную и бесперебойную работу в течение многочасового времени. Так, среди этих элементов отметим бензиновый мотор ПД-10, который был задействован при запуске основной силовой установки. Так называемый «пускач» развивал 10 лошадиных сил. Чтобы повысить надежность мотора, его оснастили центробежной системой очистки масла, а также двухпозиционным декомпрессором. Для изготовления поршней использовали алюминиевый материал, который позволил снизить массу ДВС и общий вес трактора. - Трактор ДТ-54 оснащен механической пятиступенчатой коробкой с двухдиапазонным ходоуменьшителем. Помимо основной механической КПП, конструкция трансмиссии состояла из силовой передачи, муфты сцепления, заднего моста, конечной передачи и соединительного вала. Всего в активе КПП – пять передних и одна задняя передачи, которых было достаточно для раскрытия потенциала силовой установки. Для повышения удобства управления задний мост имел раздельное управление тормозами и поворотными муфтами. К тому же, за счет этого очень удобно обслуживать муфту и тормоза. Их рекомендовалось регулировать только при необходимости. Что касается тормозных механизмов трактора ДТ-54, они имеют бортовую механическую компоновку ленточного типа, и с двусторонним действием. Ходовая часть, или подвеска, усилена балансирными каретками. Гусеничная лента приводилась в действие с помощью ведущего колеса, а также двух направляющих колес и двух поддерживающих роликов.
- Помимо того, с целью повышения прочности ходовой части в ней применены торцевые металлические уплотнения, благодаря которым удалось закрыть все трущиеся части и подшипники, чтобы в них не попадала грязь, влага и пыль. Все эти, а также вышеуказанные компоненты призваны улучшить грузовые возможности шасси, чтобы это сказалось на увеличении грузоподъемности основного навесного орудия, которое, в свою очередь, приводилось в действие с помощью гидравлической системы раздельно-агрегатного типа. Основное орудие, расположенное сзади, имеет трехточечную компоновку. Пропускная способность гидравлики была рассчитана на подъем грузов до 3000 кг.
- Трактор ДТ-54 оборудован полноценной двухместной кабиной с мягкими сиденьями, а также достаточно примитивными органами управлениями, которые весьма удачно скомпонованы. По сути, кабина трактора ДТ-54 является образцом простоты и эргономики. Это считалось главным преимуществом, поскольку в остальном оформление салонного пространства было далеко от идеала, даже не смотря на наличие регулировок водительского сиденья и рулевой колонки. Кабина хоть и закрытого типа, но не полностью герметичная. Ради удешевления конструкции разработчикам пришлось отказаться от шумо- и теплоизоляции, что негативно сказалось на комфорте. К тому же, в салон проникали не только шум и вибрации, но и пыль, грязь, особенно в слякотную погоду. И все же, стоит отдать должное инженерам, которые идеально продумали расположение приборов и переключателей – к ним не надо тянуться, ведь все расположено под рукой.
- Трактор ДТ-54 удобен в обслуживании, и за счет этого удобен в длительной эксплуатации. Не смотря на дискомфорт в салоне, а также примитивные отделочные материалы, машина пользовалась высоким спросом. Ведь неоспоримым достоинством трактора была низкая стоимость владения. Более того, машину можно было обслуживать не только в специализированных мастерских, но и в полевых условиях. К тому же, трактор имел выдающиеся способности на бездорожье, но с другой стороны, из-за частой эксплуатации на бездорожье часто ломался. Как раз здесь и пригодилась отличная ремонтопригодность трактора ДТ-54.
Фото трактора ДТ-54
Видео работы ДТ-54
Цена
Средняя стоимость трактора ДТ-54 на российском рынке составляет 200 тысяч рублей за экземпляр в хорошем состоянии. Минимальная цена составляет около 70 тысяч, но за такую цену трактор будет подлежать восстановлению.
Отзывы
- Максим, Смоленск. Трактор ДТ-54 – наш музейный экспонат. Он у нас активно использовался в послевоенное время, и замены ему не было. Очень производительный, весьма надежный и эффективный помощник. Машина быстро обрабатывала большие территории – во многом благодаря тому, что можно было подсоединить широкозахватные орудия. Комфорта в салоне не было, зато была уверенность в завтрашнем дне, в коммунистической идее так сказать. Мы же тогда не просто так работали, а ради чего-то. И трактор ДТ-45 помогал нам в поте лица и трудностей успешно идти к поставленной цели.
- Станислав, Санкт-Петербург. Весьма достойный трактор, на котором мне доводилось работать в 1980-ых годах. С тех пор много воды утекло, и у меня появился опыт эксплуатации с более современными тракторами, поэтому есть с чем сравнить. Безусловно, модель ДТ-54 проигрывает современной технике по всем параметрам. Но одно неоспоримое достоинство у старичка, все же, есть – это высокая ремонтопригодность. Машину без труда можно починить своими силами, при наличии необходимого оборудования (ну это само собой разумеется). Нынешние трактора Джон Дир или Кировец с их мудреной электроникой так просто не починить – понадобится специальное оборудование. В работе машина трудилась как могла – слабый мотор часто перегревался, а в салоне кругом были шум и вибрации. В двухместной кабине не было достаточно места и для одного взрослого человека, так что о комфорте тут речи и близко не идет. Малосильный мотор всеяден к качеству топлива, и при этом считался самым надежным компонентом из других частей трактора.
- Ярослав, Киров. Лучший трактор своего времени. На нем работал мой дед, благодаря опыту которого я, собственно, и стал профессиональным трактористом. Доводилось мне учиться на этом тракторе, но это была сущая мука, прямо целое испытание. Комфорта никакого нет, и как вообще люди на таком корыте работали, современному человеку не понять. Видимо, потому-то альтернативы не было, поэтому и трудились в поте лица, хоть в мороз, хоть в жару или в голод… Кабина полностью застеклена, но не загерметизирована – из-за этого машину приходилось дорабатывать самим трактористам. Можно было поставить шумоизоляцию, и другие доработки. ДТ-54 – слишком шумный трактор, который быстро перегревался, и надо было делать перерыв. И все же, он отлично работал на бездорожье, ведь для этого было адаптировано мощное гусеничное шасси.