ЛТЗ 55 – легендарный трактор Липецкого тракторного завода. Машина выпускается уже много лет – с 1991 года, и до сих пор остается востребованной, во многом благодаря хорошей ремонтопригодности, компактным габаритам и высокой проходимости. Очень выносливая конструкция и функциональность стали приоритетными в выборе трактора для требовательных пользователей. За все время на российском рынке продано несколько десятков тысяч тракторов ЛТЗ 55, что является превосходным результатом. Машина востребована во многих отраслях, и в первую очередь это сельское хозяйство, строительная область, лесное хозяйство и другие сферы деятельности. ЛТЗ 55 составляет достойную конкуренцию зарубежным аналогам, которые значительно дороже российской машины, и при этом имеют схожие характеристики. В этой статье рассмотрим главные достоинства трактора ЛТЗ-55, его характеристики и возможности.
Навигация по статье
Описание и назначение
ЛТЗ-55 поступил в производство в 1991 году, и продержался на конвейере свыше 20 лет. Машина считалась современной и специализированной, и до сих пор актуальна в таких операциях, как как окучивание, культивация, боронование, вспашка, предпосевная подготовка, активное участие в посеве зерновых и овощных культур. По сути, перед нами универсальная пропашная машина, которая в некоторых случаях превосходит характеристики более дорогих импортных аналогов. Причем это касается и долговечности, и надежности. Трактор ЛТЗ-55 востребован и в коммунальном хозяйстве, в погрузочно-разгрузочных операциях, монтажно-строительных и дорожных работах, а также идеально подходит на роль буксира тяжелых прицепов. Рассматриваемая заслужила признание в государственном и частном секторе экономики, что является плюсом для развивающихся стран и крупных городских мегаполисов.
Характеристики ЛТЗ 55
- Разработчик – Липецкий тракторный завод
- Начало производства – 1991 год
- Размеры трактора, мм: Длина – 3920, Ширина – 2210, Высота – 2520
- Общая масса – 2900 кг
- Объем колесной базы – 2145 мм
- Ширина колеи – 1840 мм
- Тип двигателя – дизельный, Д-144
- Мощность мотора – 50 лошадиных сил
- Обороты в минуту – 1800 об/мин
- Давление в гидравлике – 200 об/мин
- Грузоподъемность заднего орудия – 1500 кг
- Режимы коробки отбора мощности – от 540 до 1000 об/мин
- Размеры передних шин – 8,3
- Размеры задних шин – 13,6R38
- Дорожный просвет – 500-600 мм.
Особенности устройства
Трактор ЛТЗ-55 – многофункциональный колесной трактор с поддержкой различных навесных опций, которые принято разделять на три категории:
- Прицепные устройства, которые приводятся в действие отдельными рабочими узлами трактора
- Полунавесные агрегаты, способные выполнять некоторые задачи без использования привода трактора
- Вспомогательные навесные системы, работающие только вместе с основными рабочими орудиями трактора
Машина получила следующие модификации:
- ЛТЗ-55 – стандартный трактор с задним приводом. Самая дешевая и простая модель
- ЛТЗ-55А – первый полноприводный трактор семейства ЛТЗ-55
- ЛТЗ-55Н – версия с низким клиренсом, предназначенная для участков с углом наклона до 15 градусов
- ЛТЗ-55АН – полноприводный трактор с заниженным клиренсом, объединяющий характеристики двух вышеуказанных машин. Она также способен работать на склонах с 16-градусным уклоном
- ЛТЗ-55АЛ – модификация с облегченной конструкцией. Такой трактор используется для работы с особо нежными почвами, где требуется минимальное давление на грунт.
Узлы и особенности
- ЛТЗ-55 – компактный пропашной трактор, весьма динамичный и маневренный. Его длина составляет всего 3750 мм – это позволило значительно уменьшить радиус разворота, и тем самым сделать трактор более удобным в стесненных условиях.
- В качестве основного двигателя для ЛТЗ-55 выступает дизельный мотор объемом 4,1 литра, мощностью 50 лошадиных сил. Такой силовой отдачи оказалось достаточно, чтобы достигать приемлемых 30 км/час. Двигатель – отечественной разработки, выпускавшийся на заводе в городе Владимир. Мотор имеет вертикальное рядное расположение цилиндров. Такая компоновка обеспечила хорошую ремонтопригодность. Мотор мощностью 50 сил отличается простотой и долговечностью. Он достаточно надежен и практически не требует капитального ремонта. К тому же, благодаря малой мощности он весьма экономичен, а большой крутящий момент улучшил тяговые возможности трактора. Также надо сказать о высокой экологичности и экономичности. Уровень вредных выбросов данного мотора вполне соответствует экологическим стандартам 1990-ых годов. Помимо того, в тракторе используется воздушное охлаждение с осевым вентилятором. Эффективная вентиляция предотвращает перегрев. Для работы электрооборудования предусмотрен собственный генератор на 700 Вт, а также дополнительный аккумулятор. Напряжение в системе составляет 12 Вт. Для запуска мотора используется привычный стартер, пришедший на смену пускачу.
- Трактор ЛТЗ-55 оснащен трансмиссией с 7 передними и 1 задней передачей. Механическая коробка дополнена фрикционным дисковым сцеплением, а также неотъемлемыми компонентами – ленточными тормозами и стояночным тормозом. По заказу можно было установить более эффективные ленточно-дисковые тормоза. Улучшить маневренность удалось с помощью усилителя руля гидравлического типа. Благодаря этому маневрировать стало легче и удобнее. К тому же, рулевую колонку можно настроить по высоте и наклону. Модель ЛТЗ-55 – переднеприводный трактор, оснащенный коническими шестеренками, которые установлены для передачи крутящего момента. Отсутствие люфта между шестеренками гарантирует надежную работу такой конструкции. Чтобы избежать люфта, шестеренки надо регулярно проверять, с чем успешно справятся даже неопытные водители. Чтобы повысить эффективность работы КПП, ее оснастили валом отбора мощности с режимами работы 500-1000 об/мин. Это позволило увеличить грузоподъемность основного навесного орудия, в том числе и за счет мощного гидравлического насоса. В результате заднее сцепное устройство способно поднимать до 1,5-2 тонн груза.
- Кабина – одна из самых функциональных составных частей трактора ЛТЗ-55. В ней сосредоточены элементы управления для настройки навесных опций – регулировки их положения и степени нагрузки. Уровень комфорта в кабине вполне соответствует тому уровню, что был актуален для тракторов того времени. В первую очередь надо отметить полную герметизацию салона, что позволило снизить внешние шумы и вибрации, передаваемые громким двигателем. Кроме того, трактор ЛТЗ-55 1991 года выпуска был оснащен автономным отоплением и вентиляцией, чтобы можно было комфортно работать в любое время года. А для улучшенной обзорности трактор получил широкое боковое и фронтальное остекление, что гарантирует почти 180-градусный обзор. Возможность регулировки водительского сиденья и рулевой колонки позволяет подогнать рабочее место под свой рост и телосложение.
Фото ЛТЗ 55
Видео ЛТЗ 55
Цена трактора ЛТЗ 55
Средняя стоимость трактора ЛТЗ-55 на российском рынке составляет 350 тысяч рублей. Цена указана за экземпляр 1990-ых годов выпуска.
Отзывы
- Михаил, Белгород. В 1990-ые годы в нашем хозяйстве было много таких тракторов. Это хорошо управляемые, динамичные и очень шумные машины, рассчитанные на широкий круг задач. Мы их использовали повсеместно – не только потому, что это универсальный трактор, но и потому что альтернативы ему тогда не было. Нужен был самый бюджетный трактор для работы в строительной сфере, сельского хозяйства, погрузочных работ и т. д. Машина прекрасно умеет окучивать и культивировать грунт, а грузоподъемность трактора достигает около 2 тонн. Неплохой был трактор для своего времени. Расходы на содержание для этой машины были мизерными даже по тем временам. Низкая стоимость владения позволила увеличить прибыль, и как можно быстрее восстановить страну после постсоветской перестройки.
- Борис, Ленинградская область. Очень был рад, когда трактор ЛТЗ-55 наконец-то списали, и заказали несколько иномарок на замену этой, мягко говоря, устаревшей машине. Считаю, что техника была устаревшей еще в годы начала производства, и это было заметно во всем. Высокий расход топлива, вялая динамика, слабый мотор и неинформативный и пустой руль, посредственные тормоза и плохая геометрическая проходимость. Это неудачная машина, которая ушла в историю, и я очень этому рад.
- Алексей, Тверская область. Добротный трактор для своего времени. В 1990-ых годах альтернативы ему не было, и я работал только на нем. Это очень компактный и юркий трактор с 50-сильным мотором, которого хватало с головой для всех нужд – это могли быть сельскохозяйственные работы, окучивание и культивация грунта, рыхление твердой почвы, посадка зерновых культур и овощей, а также повсеместное использование в коммунальном хозяйстве, в погрузочно-разгрузочных мероприятиях, монтажно-дорожных работах и т. д. В общем, это настоящий трудяга своего времени. Он у нас часто и быстро ломался, но так же легко ремонтировался, словно конструктор. Экономичный, но слишком шумный, а о комфорте в кабине можно было забыть. И еще ЛТЗ-55 радовал своими внедорожными способностями.
- Александр, Томск. Машина 1995 года выпуска, приобретена в 2014 году для сельскохозяйственных работ, для полевых и землеройных задач. Производительности в 50 л. с. достаточно, хотя двигатель сильно греется – наверное, сказывается слабое воздушное охлаждение. Постоянно приходиться латать технику, менять запчасти, особенно в ходовой части. Машина не требует качественного топлива, хотя забот итак хватает. Просто нужен был трактор подешевле, а если б были деньги я с удовольствием бы взял какую-нибудь иномарку.