МТЗ-320 – колесный трактор Минского тракторного завода, разработанный в соответствии с потребностями массовой аудитории потребителей. Машина приспособлена в первую очередь для работы в сельском хозяйстве. Это компактный и недорогой колесной трактор, обладающий короткой колесной базой, небольшим весом и минимальным удельным давлением на грунт. На первый взгляд, достаточно лишь этих параметров, чтобы утверждать о высоких способностях МТЗ-320 на бездорожье. Машина идеально приспособлена для суровых климатических условий, для работы в промышленном, транспортном и лесном хозяйстве. За многие годы производства возможности данного трактора уже оценило множество пользователей, большинство из которых, надо признать, положительно восприняли эту модель – в первую очередь за сбалансированные технические решения, проверенную конструкцию, надежность и ремонтопригодность.
Навигация по статье
Описание и назначение МТЗ 320
МТЗ-320 – мощный и универсальный трактор для работы на ограниченном пространстве. Машина выполняет дорожные и монтажные работы, востребована в промышленности и транспортной сфере, а также в поисково-спасательных операциях, и является достойным дополнением к спетехнике МЧС. В коммунальном и городском хозяйства данный трактор можно использовать для выкапывания и замены канализационных труб, а также расчистки проезжей части и тротуаров от мусора и снежных сугробов. Но безусловно, наиболее всего трактор востребован в сельском хозяйстве, и в данном случае способен осуществлять следующие виды работ: окучивание, культивация, вспашка, боронование, рыхление почвы, а также обработка, посадка и уборка урожая – как зерновых, так и овощных культур. Машина востребована и в государственном, и частном секторе экономики.
Технические характеристики МТЗ 320
- Разработчик – Минский тракторный завод
- Тип двигателя – дизельный
- Мощность – 36 лошадиных сил
- Максимальные обороты – 3000 об/мин
- Крутящий момент – 92 Н/м
- Емкость топливного бака – 52 литра
- Процентный запас крутящего момента – 12%
- Коробка передач – механическая, с 16 передними и 8 задними передачами
- Максимальная скорость – 27 км/час
- Коробка отбора мощности – независимая, задняя, с режимами работы 500 и 1000 об/мин
- Размеры трактора, мм: Длина – 3130, Ширина – 1670, Высота – 2250
- Параметры колеи передних и задних колес – 1400 мм
- Радиус поворота – 3700 мм
- Эксплуатационная масса трактора – 1700 мм
- Мощность гидравлического насоса – 7 литров в минуту.
Особенности устройства и эксплуатации
- МТЗ-320 получил несколько модификаций, на которые наблюдается повышенный спрос. Все версии конструктивно идентичны, и в основном отличаются небольшими улучшениями, а также дополнительными опциями и поддержкой уникального навесного оборудования. В частности, отметим модификацию МТЗ-320.3, которая представляет собой облегченный трактор. По сути, это удешевленная версия базового трактора, с меньшей скоростью, но лучшими эксплуатационными характеристиками. Например, эта машина меньше потребляет топлива. Кроме того, обратим внимание на модификацию МТЗ-320.5, наделенную наилучшими показателями, среди которых выделим максимальную скорость, а также увеличенную производительность и надежность. У этой машины устранено много недостатков, связанных со сбоями в работе электроники, ходовой части и навесных приспособлений.
- Трактор МТЗ-320 получил силовой агрегат, который отличается своей простотой и неприхотливостью. Мотор удалось сделать компактным и легким, что позволило снизить общую массу трактора. В подкапотном пространстве расположен трехцилиндровый дизель LDW 1503 NR, разработанный в Словакии. Мотор оснащен турбонаддувом и имеет жидкостное охлаждение, способствующее меньшему нагреву при высоких нагрузках и в теплое время года. Непосредственный топливный впрыск равномерно распределяет горючую смесь по всей камере сгорания. Благодаря этому топливо используется более рационально, что, безусловно, благоприятно сказалось на экономичности и экологичности. Мотор оказался настолько выносливым и безотказным, что его стали устанавливать в другие модификации тракторов. Мотор получил предпусковой подогреватель и электрический запуск. Эти компоненты способствуют уверенному запуску мотора в холодное время года. К тому уже, за счет этого трактор МТЗ-320 хорошо приспособлен для суровых северных регионов России.
- Трактор МТЗ-320 получил электрическую сеть постоянного тока, которая питает все электрооборудование, под напряжением 12В. Как показали многолетние заводские испытания, мощности электроцепи вполне достаточно, чтобы осветительное и сигнальное оборудование работало эффективно и бесперебойно. А что касается навесных систем, они не нуждаются в электричестве, так как работают от гидравлического привода. Производительность гидравлики, в свою очередь, определяется производительностью гидронасоса, который в нашем случае имеет пропускную способность 7 литров в минуту. Это является неплохим результатом, учитывая небольшую мощность и крутящий момент мотора, а также начальную тяговую категорию.
В зависимости от комплектации и модификации модель МТЗ-320 можно оснастить следующими навесными системами:
- передняя коробка ВОМ (вал отбора мощности), которая прилагается к стандартному заднему ВОМ
- навесное орудие для работы в сельском и коммунальном хозяйстве
- дополнительные утяжелители, которые устанавливаются спереди. Они необходимы для утяжеления конструкции, чтобы повысить тяговую способность и улучшить устойчивость при работе со сложными широкозахватными навесными орудиями
- задняя сцепка для транспортировки прицепов. Кстати, некоторые из прицепов поставляются с пневматическими тормозами.
Рулевой механизм трактора снабжен усилителям и гидронасосом. При необходимости рулевую колонку можно настроить по наклону и высоте. Гидронасос установлен прямо на двигателе – такая компоновка упростила доступ к гидронасосу во время обслуживания.
Кабина и комфорт
Кабина трактора МТЗ-320 установлена на виброизоляторах, что способствует минимизации шумов и вибраций внутри салона. Благодаря этому водитель меньше и устает, и больше сосредоточен на своей работе. Таким образом, можно сказать, что удобство и комфорт являются одними из элементов повышения производительности труда. Среди других элементов комфорта обратим внимание на систему кондиционирования и отопления салона. Климатическая установка поддерживает заданную температуру в любое время года. Регулировка климата в салоне позволила адаптировать трактор к эксплуатации при низких или высоких температурах. Широкая площадь остекления, а также стеклянный люк в крыше и большие зеркала заднего вида – все это вкупе создает практически круговой обзор по всем направлениям. Кабина имеет одноместную, но весьма просторную компоновку. Ведь при необходимости рабочее место можно отрегулировать по своему усмотрению, исходя из собственного веса, роста и телосложения. В базовую комплектацию входит передний стеклоочиститель, что также дополнительно улучшает обзорность и видимость. Все элементы управления, включая рычаги, кнопки и переключатели – расположены на своих местах.
Трактор прост в длительном пользовании и обслуживании. Сервисная база для машины МТЗ 320 развита на всем постсоветском пространстве. Практически все необходимые запчасти – в наличии. Их можно найти на вторичном рынке, либо приобрести в сервисном магазине. При необходимости нужную деталь можно заказать, причем срок доставки составит минимальное время – во многом благодаря тесным экономическим и партнерским странам Белоруссии и России. МТЗ-320 – надежный трактор, рекомендованный большинством опытных пользователей. Он прост в освоении, и подходит для обучения будущего персонала.
Фото МТЗ 320
Видео МТЗ 320
Цена
Средняя стоимость трактора МТЗ 320 на российском рынке составляет 500 тысяч рублей за поддержанный экземпляр.
Отзывы о тракторе МТЗ 320
- Алексей, Свердловск. МТЗ-320 – весьма производительный трактор. Его главные достоинства – это поддержка различных навесок. Например, можно установить не только прицеп, но и утяжелители – это очень удобная опция, существенно повышающая возможности легкого трактора, который при этом как бы подымается на более высокий тяговый класс – увеличивается грузоподъемность, и расширяются возможности работы с тяжелыми приспособлениями. Благодаря утяжелителям маломощный мотор уже не является недостатком, а скорее достоинством трактора – я имею ввиду топливную экономичность, а шум и вибрации досаждают разве что на высоких оборотах. В любом случае, мне машина понравилась и оставила приятное впечатление. Но так как трактор бюджетный и дешевый, без существенных недостатков не обошлось – постоянно что-то подтекает, что-то отваливается, особенно в ходовой части. Быстро стирается протектор колес, если часто работать на бездорожье, хотя трактор в общем-то и предназначен для работы вне дорог. Но все равно машина понравилась.
- Руслан, Петрозаводск. Лучший трактор по соотношению цены и качества. МТЗ-320 приобретен пять лет назад в отличном состоянии. Хоть и случаются частые поломки, но по большому счету данная модель нас устраивает. Если бы не отличная ремонтопригодность и возможность ремонта в полевых условиях, на этот трактор я бы даже не посмотрел. А так, это чисто рабочая машина, с примитивным комфортом в салоне. Ничего необычного – мрачный салон с минимумом приборов, рычагов и переключателей. В кабине есть только самое необходимое, и никакой сложной электроники. Для наших отечественных условий как раз такой трактор и нужен.