ВТ-150 – гусеничный аппарат Волгоградского тракторного завода, разработанный в начале 2000-х годов. Машина поступила в производство 2003 году, и позиционируется как универсальный гусеничный трактор для сельского хозяйства. Техника достаточно актуальна на сегодняшний день, и является широко распространенной во многих сферах деятельности. Машина снята с производства, но большое количество тракторов этой модели есть на поддержанном рынке. ВТ-150 имеет классическую гусеничную компоновку и стандартную внешность для подобных тракторов образца 1990-ых годов. Данная модель прошла испытания в северных регионах России, и тем самым подтвердила свою приспособленность к суровым климатическим условиям. В этой статье представлены основные достоинства машины, ее характеристики и особенности эксплуатации.
Навигация по статье
Назначение
ВТ-150 относится к четвертой тяговой категории, и используется для проведения сельскохозяйственных мероприятий. Машина успешно функционирует совместно с навесными и прицепными орудиями разного назначения, а также поддерживает установку пассивных рабочих органов. При установке того или иного оборудования рассматриваемая модель может себя хорошо зарекомендовать в дорожных и строительных работах, а также в погрузочных, разгрузочных и транспортировочных операциях. В целом, благодаря навесным опциям данный аппарат справится с любыми задачами. Машину можно агрегатировать вместе со сварочным навесным оборудованием. Высокие мощностные характеристики трактора позволили разработать на его базе несколько модификаций. Например, среди них наибольшей популярностью пользуются пропашные, свекловодческие и торфяные модификации.
Кроме того, трактор ВТ-150 имеет высокую рентабельность в операциях, связанных с обработкой больших площадей свыше 50 гектар. Безусловно, машина способна работать и на менее крупных участках – во многом благодаря своим небольшим размерам. И все же, потенциал трактора можно раскрыть в полной мере только на объемных территориях.
Исходя из вышесказанного, ВТ-150 идеально подходит для обработки больших посевных площадей и крупных крестьянско-фермерских участков. Машина способна работать не менее эффективно и при максимальных нагрузка, вплоть до 5,5 тонн.
Технические характеристики
- Общая масса – 7720 кг
- Название двигателя – Д-442-24ВИ; Д-442-25ВИ
- Параметры ДВС: дизельный, 4 цилиндра, рабочий объем 7,3 литра
- Мощность – 150 лошадиных сил
- Диаметр цилиндра – 130 мм
- Ход поршня – 140 мм
- Скорость – 16 км/час
- Клиренс – 380 мм
- Объем колесной базы – 1800 мм
- Габариты, мм: Длина – 5400, Ширина – 1850, Высота – 3120
- Передняя колея – 1330 мм
- Задняя колея – 1330 мм
- Гусеничное шасси – да
- Давление на грунт – 42 кПа.
Особенности устройства и эксплуатации
- Трактор ВТ-150 получил дизельный двигатель, разработанный инженерами Алтайского моторного завода «Барнаул». Мотор с заводским индексом Д-442-24ВИ поставлялся для базовой комплектации трактора. Данный агрегат необходимо запускать пусковым мотором с электростартером, в то время как его обновленная модификация (Д-442-25ВИ) получил прямой электростартерный запуск. Обе силовые установки имеют жидкостную систему охлаждения. За счет эффективного теплообмена термостаты существенно ускоряют процесс прогревания двигателя, чтобы он нормально работал в низкотемпературных условиях. В жаркое время года система охлаждение наоборот предотвращает ДВС от перегрева.
Мотор развивает 150 лошадиных сил, а также имеет 20% запаса крутящего момента, который можно использовать при повышенных нагрузках. Максимальная полезная мощность достигается при 1900 об/мин. Агрегат имеет четырехцилиндровую конструкцию объемом 7,4 литра, которая потребляет порядка 19 литров горючего, что равноценно 228 г/кВт в час. Безусловно, такие показатели позволяют говорить о высокой топливной экономичности и большом запасе хода.
Обслуживание мотора не вызывает проблем, так как откидная крышка капота позволяет получить доступ к основным узлам и агрегатам двигателя. Это касается элементов ДВС, а также расходных материалов, заправочных резервуаров и т. д. Все ремонтные работы значительно облегчены благодаря тому, что в подкапотном пространстве очень много свободного места. - В качестве КПП выступает механическая пятиступенчатая трансмиссия с постоянным зацеплением. Конечные передачи – шестерни эвольвентно-точечного типа. Опционально можно заказать трехступенчатую бустерную коробку, которая дает возможность переключать скорости под нагрузкой. Благодаря этой особенности общее число скоростей в коробке увеличено до 15. Таким образом, расширен диапазон доступных скоростей. Также в конструкцию коробки входит реверсивный редуктор и четырехдиапазонный уменьшитель хода. При движении передним ходом максимальная скорость трактора составляет 15 км/час.
Обратим внимание, что трансмиссия работает надежно, без подергиваний и рывков в процессе перехода на пониженную или повышенную скорости. Разработчики улучшили принудительную систему смазки КПП, и это благоприятно сказалось на четкости ее работы. При длительной нагрузке максимальное тяговое усилие на стерне удерживается на уровне 55 кН.
В КПП используется сцепление сухого однодискового типа. Поворотный механизм – планетарный одноступенчатый, с функцией быстрого разворота трактора почти на одном месте. - Трактор ВТ-150 поставляется с мощной гидравлической системой, которая имеет конструкцию шарнирно-рычажного строения, с возможностью подключения двух- или трехточечного сцепного устройства. Гидросистема выдает максимальное давление порядка 20 Мпа, а гидронасос, в свою очередь, рассчитан на пропускную способность до 90 литров в минуту. Вал отбора мощности расположен сзади. Это устройство двухскоростного типа, соответствующее нормативам ГОСТа 3300-76. Коробка ВОМ частично независимая – то есть, можно останавливать трактор, не отключая привод. Для этого надо одновременно воздействовать на два управляющих рычага. Скорость вращения хвостовиков составляет 2800 об/мин.
- Трактор ВТ-150 получил примитивную систему управления, принцип действия которой не требует привыкания – достаточно перевести рычаг в соответствующее положение, после чего выключиться фрикцион и тормоз. Таким образом, при этом нет необходимости нажимать на педали. Такая легкость управления обусловлена наличием пневматических усилителей.
Машина с завода поставляется с дисковыми тормозами, для которых характерны более длительный срок службы и удобство обслуживания, особенно по сравнению с ленточными тормозами.
Что касается гусеничной ходовой части, среди ее компонентов особое значение имеет упругая балансирная подвеска, работающая в нескольких режимах, которые направлены на улучшение плавности хода. К тому же, эти режимы снижают негативное воздействие на почву и, в то же время, повышают навесные способности трактора.
Гусеницы имеют ширину 470 мм. Во время работы на болотистой местности целесообразно использовать специальные гусеницы, имеющие ширину порядка 570 мм. Благодаря таким гусеницам уменьшается удельная нагрузка на поверхность почти в два раза. - Машина получила двухместную кабину с жестким каркасом. Салонное пространство хорошо герметизировано, что является заслугой разработчиков. К тому же, надо отметить высокий уровень виброизоляции. Обратим внимание на штатные опции: среди них есть воздухоохладитель с возможностью регулировки, а также система отопления с функцией равномерного распределения теплого воздуха по салону. Кроме того, отметим двухслойные гермостеклопакеты, установленные спереди и сзади. Остекление сделано чрезмерно широким для того, чтобы улучшить обзорность. Подрессоренное сиденье можно регулировать по высоте, а рулевую колонку – по углу наклона и вылету. Опционально можно установить кондиционер. Расположение органов управления особых нареканий с точки зрения эргономики не вызывает. Все приборы и переключатели выполнены просто и незатейливо, и расположены максимально близко к водителю.
Фото
Видео
Цена
Средняя стоимость трактора ВТ-150 на российском рынке составляет 1 млн 550 тысяч рублей. Столько стоит условно новая машина, выпущенная несколько лет назад. Экземпляр модельных годов 2004-2005 можно найти по цене в пределах 450-850 тысяч рублей. Конечная цена зависит от оснащения, технического состояния и года выпуска.
Отзывы
- Геннадий, Иркутск. Такой трактор не боится ни крутых подъемов, ни глубоких снежных сугробов. Машина идеально адаптирована к местным погодным условиям. Двигатель быстро запускается при минус 25 и 30 градусов. Машина конструктивно схожа с моделью ДТ-75, а также с трактором «Волгарь». Безусловно, надо отметить глубокую модернизацию, проведенную в тракторе по сравнению с его предшественниками. Это я могу сказать по своему опыту. Машина стала надежнее, но некоторые заводские болячки все же остались. Например, чтобы ВТ-150 постоянно радовал классной проходимостью, надо регулярно обслуживать гусеничное шасси – причем желательно это делать перед каждым началом работы, хоть каждый день. Особой похвалы заслуживает салонное пространство, в котором с комфортом поместятся два пассажира, включая водителя. Правда, регулировать можно только переднее сиденье, а также рулевую колонку. Техника способна справится с любыми сельскохозяйственными задачами, будь то культивация, окучивание, междурядная обработка и т. д. Трактор нетребователен к качеству топлива, и это тоже хорош с точки зрения стоимости владения.
- Виталий, Новосибирск. Трактор ВТ-150 мне предоставили в качестве очередной машины, на которой я работаю уже больше пяти лет. Надо признать, что для Сибири лучше варианта, чем этот, не найти. Безусловно, есть более дорогие модели, которые тоже ломаются, как и вся техника. Трактор ВТ-150 ощущается как более родной по сравнению с иномарками. Хотя бы потому, что многие запчасти не приходится заказывать, так как они есть в наличии. Техника управляется на удивление хорошо, коробка передач включается четко. Гусеницы требуют регулярной настройки и обслуживания, многие компоненты надо часто смазывать, чтобы не возникало эффекта сухого трения деталей. Расход топлива – гигантский, и по стоимости владения ВТ-150 – не подарок.