ХТЗ 16131 – украинский трактор третьего тягового класса. Машина поступила в производство в 1997 году, и по техническим параметрам полностью соответствует своей ценовой категории. Конструкторам удалось создать весьма современную и универсальную модель для сельского хозяйства. Трактор способен выполнять большой комплекс землеройных полевых работ, и обладает поддержкой большого количества навесных и прицепных приспособлений. По данным самого производителя, рассматриваемая модель способна конкурировать с белорусскими и другими импортными машинами, а по стоимости владения дешевле их в 2,5 раза – например, по сравнению с аналогичным трактором «Джон Дир». Как показала практика, это действительно так – вся отечественная техника славилась ремонтопригодностью и доступностью в эксплуатации. В этой статье представлены основные достоинства трактора ХТЗ 16131, его возможности и характеристики.
Навигация по статье
Описание и назначение
ХТЗ-16131 – многоцелевой колесной аппарат, разработанный инженерами Харьковского тракторного завода. Модель представляет собой интегральный пахотно-пропашной колесной механизм, который принято относить к 160-й серии тракторов знаменитого Харьковского предприятия. Машина способна выполнять весь комплекс работ в сельском хозяйства, включая окучивание, культивацию, боронование, вспашку, посев зерновых и овощных культур, а также погрузку, разгрузку и буксировку тяжелых прицепов. Машина предназначена для возделывания больших полевых территорий и уборки пропашных культур. К самым сильным сторонам данной модели можно отнести хорошие ходовые качества, превосходные тяговые характеристики, понятную управляемость и хорошую курсовую устойчивость. Данный трактор можно агрегатировать различными широкозахватными орудиями, и тем самым повысить производительность. Модель ХТЗ-16131 участвует в транспортировке грузов, дорожно-строительных и монтажных работах, а также в поисково-спасательных операциях, и является достойным дополнением к спецтехнике МЧС.
Характеристики трактора ХТЗ 16131
- Разработчик – Харьковский тракторный завод
- Тип двигателя – дизельный, КамАЗ-740.02-180
- Мощность – 180 лошадиных сил
- Коробка передач – механическая 16-ступенчатая
- Колеса – одинарные, сдвоенные (в зависимости от версии)
- Размеры одинарных колес: 16.9R38
- Размеры сдвоенных колес: 9.5R42
- Грузоподъемность заднего навесного устройства – 4500 кгс
- Грузоподъемность переднего навесного устройства – 1500 кгс
- Колесная база – 2860 мм
- Параметры колеи – 2800/2050 мм
- Размеры трактора, мм: Длина – 6640, Ширина – 2480, Высота – 3375
- Клиренс – 530 мм
- Масса трактора – 8145 кг.
Особенности
- Трактор ХТЗ-16131 получил моторную гамму из двух силовых установок. Так, производитель предлагал на выбор немецкий мотор от фирмы Deutz AG, а также отечественный агрегат Д-260 Минского моторного завода. У каждого мотора была одинаковая мощность на уровне 180 лошадиных сил.
Немецкий мотор получил следующие характеристики: 4-тактная 6-цилиндровая компоновка с горизонтальным расположением цилиндров, 24 клапана, жидкостное охлаждение, прямой впрыск и турбонаддув. Данный агрегат имел рабочий объем 7,1 литра, диаметр цилиндра составил 108 мм, а ход поршня – 130 мм. Двигатель развивал крутящий момент 854 Н/м. Дизель получил турбированный компрессор с охлаждением наддувочного воздуха. Непосредственный впрыск способствовал равномерному распределению горючей смеси по камере сгорания, и за счет этого двигатель меньше потреблял топлива, и меньше загрязнял атмосферу. Надо признать, что этот мотор считался одним из лучших в модельном ряду немецкого бренда Deutz AG. Он успешно себя зарекомендовал не только в тракторе ХТЗ-16131, но и другой спецтехнике – буровых установках, комбайнах, компрессорах, дизель-генераторах и т. д.
Что касается минского мотора Д-260, он, безусловно, считается самым распространенным – ввиду его более низкой стоимости и дешевизне запчастей. И при этом минский движок имеет схожую мощность. Четырехцилиндровый агрегат также имеет турбонаддув, а расположение шести цилиндров имеет вертикальную форму. При рабочем объеме 7.1 литра агрегат выдает 662 Н/м крутящего момента. Двигатель Д-260 позволил существенно удешевить трактор ХТЗ-16131, причем без потери стоимости. - Трактор ХТЗ-16131 имеет сравнительно компактные габариты и небольшую колесную базу. Компактность позволила повысить удобство эксплуатации, например, в стесненных и узкодоступных условиях. При этом колесная база в 2860 мм сделала трактор более маневренным, учитывая минимальный радиус разворота.
- Для улучшения проходимости трактор получил большие внедорожные колеса размерностью 16.9R38. В качестве альтернативы предлагались спаренные (сдвоенные) покрышки с габаритами 9,5R42. Среди других особенностей шасси и кузова отметим большой дорожный просвет свыше 500 мм, высокие углы въезда и выезда, минимальные кузовные свесы, а также прочную моторную и антикоррозионную защиту. Безусловно, эти особенности повысили возможности ХТЗ-16131 на настоящем бездорожье – в условиях раскисшего грунта, глубоких колеей и ям, больших камней, 30-процентных подъемов и прочих препятствий. При этом основные внедорожные компоненты трактора – это полный привод 4×4, а также блокировка межколесного дифференциала.
- Машина оснащена 16-ступенчатой коробкой передач, которая отличается плавной и бесшумной работой. Так, при переходе на пониженную или повышенную скорость не наблюдается разрывов потока мощности, что позволяет исключить мощностные потери, и тем самым в полной мере раскрыть потенциал силовой установки, а именно ее максимальную силовую отдачу и крутящий момент. К тому же, специально для этого в коробке предусмотрены оптимально подобранные передаточные числа. Также в конструкцию КПП входит однодисковое сцепление. Устройство ходовой части представлено колодочными тормозами с пневмоприводом для каждого из колес. Поворот осуществляется с помощью передних колес, управляемых гидрообъемным рулевым механизмом, которое приводится в действие с помощью обычного рулевого колеса. Радиус поворота колес составляет минимум 7100 мм.
- За грузовые возможности трактора ХТЗ-16131 отвечают переднее и заднее навесное орудия. Тип навески – трехточечный. При этом грузоподъемность задней навески составляет 4500 кг, а переднее орудие способно поднять до 1500 кгс. Оба орудия работают с помощью гидравлического привода, который, как и все остальное электрооборудование, питается от двух аккумуляторных батарей 6СТ-190А с напряжением в сети 12 Вольт. Далее выделим основные опции для трактора ХТЗ-16131:
- спаренные колеса 9,5R42
- приставка для пропашных культур
- широкопрофильная резина 66х43R25
- показания расхода топлива
- автоматическая сцепка.
Кабина трактора ХТЗ-16131 – с многофункциональным салоном, дополненным различными вспомогательными компонентами. В одноместной кабине есть большое количество элементов управления для более точной настройки навесного оборудования. Салон прочно вибро- и звуко-изолирован от внешних шумов и вибраций двигателя. Таким образом, удалось предотвратить вибрации на руле и передней панели управления. Специальные шумопоглощающие материалы адаптировали машину к суровым испытаниям, и повысили уровень комфорта в кабине. К тому же, сюда еще добавим кондиционер и систему отопления – благодаря им в салоне можно поддерживать оптимальную температуру для эффективной работы в зимнее или летнее время года. Рабочее место можно подогнать по своему усмотрению, благо водительское сиденье и рулевая колонка имеют широкий диапазон регулировок. Кроме того, обратим внимание на широкую площадь остекления впереди, по бокам и сзади, а также большие зеркала заднего вида. Это гарантирует почти круговую обзорность.
Фото ХТЗ 16131
Видео ХТЗ 16131
Цена ХТЗ 16131
Средняя стоимость трактора ХТЗ-16131 на российском рынке составляет 750 тысяч рублей за поддержанный экземпляр.
Отзывы
- Борис, Харьков. ХТЗ-16131 – простой трактор, собранный из дешевых комплектующих, которые постоянно ломаются, и нуждаются в замене. Гидравлический привод работает со сбоями, в кабине постоянные шумы и вибрации. Под нагрузкой сильно перегревается мотор, который шумит и при этом много потребляет топлива. Сидеть некомфортно – после пятичасового сидения затекает и болит спина, из-за этого приходиться выходить из машины, чтобы немного разработать спину. Качество сборки с каждым годом все хуже, но это понятное дело, учитывая что в последнее время творится в этой стране. Если были бы деньги, наша компания раскошелилась на какую-нибудь иномарку.
- Алексей, Тверская область. Достойный и мощный трактор своего времени. Его можно оснастить множеством навесных опций, и тем самым адаптировать к любым испытаниям и нагрузкам. В сельском хозяйстве машина до сих пор используется для окучивания, боронования и культивации грунта, для обработки твердой целинной почвы, для перевозки грузов и буксировки тяжелых бетонных конструкций – как в сельской, так и строительной сфере. Машина оснащена большими одинаковыми колесами, которые почти не закапываются в грунт и имеют отличные сцепные свойства. Правда, при частой езде по бездорожью протектор быстро стирается, и приходиться менять покрышки. В кабине минимальный уровень комфорта, хотя есть автономное отопление. Кондиционер мы заказывали дополнительно. При своевременном уходе машина оправдывает вложенные в нее средства.
- Сергей, Томск. Компактный и производительный трактор, недорогой в обслуживании и весьма универсальный, с поддержкой различного навесного оборудования, которое можно закрепить и спереди, и сзади. При этом грузоподъемность основной задней сцепки составляет 4,5 тонны, что весьма неплохо для такого класса. Харьковский завод изготовил правильный трактор, который оказался не хуже зарубежных аналогов, таких как Джон Дир например – доводилось и на таком колесить. Но по надежности иномарка конечно лучше, а по производительности – паритет. К тому же, украинский трактор можно переооборудовать под себя, и своими руками устранить некоторые заводские недочеты.
- Ярослав, Новосибирск. ХТЗ-16131 – трактор на все случаи жизни. Машина пригодна для повседневных строительных и хозяйственных нужд – во многом благодаря своей грузоподъемности, мощному мотору, маневренности и компактным габаритам. Можно работать даже в стесненных условиях, а малый радиус разворота спасает везде, где не способен развернуться более габаритный и тяжелый трактор. Сейчас в нашем хозяйстве 7 таких машин, в дальнейшем планируем еще пополнить автопарк.