ХТЗ 181 – универсальный гусеничный трактор, и одна из самых технологичных моделей Харьковского тракторного завода. Машина поступила в производство в 1995 году. Рассматриваемая модель считается многоцелевым трактором, предназначенным в основном для сельского хозяйства. Это трактор общего назначения, рассчитанный на широкий спектр агротехнических работ. Техника обладает поддержкой большого количества навесных, полунавесных и прицепных устройств, и агрегатируется мощной силовой установкой, модернизированной КПП и усиленными механизмами для адаптации к труднодоступным условиям. В этой статье рассмотрим основные возможности трактора ХТЗ 181, его достоинства и характеристики.
Навигация по статье
Описание и назначение ХТЗ 181
ХТЗ 181 – многоцелевой трактор, созданный на основе гусеничной техники еще советских времен. Машина вобрала в себя лучшие технологии и компоненты от предшественников, а также получила современное оснащение и оборудование. Основная сфера применения ХТЗ 181 – пахота с глубиной до 400 мм, культивация, окучивание, боронование, посев и уборка технического и зернового урожая, работа с удобрениями, а также прицепными грузами. Например, при необходимости трактор можно оснастить плугом ПЛН-6.35, а также тяжелым культиватором КТС-6. Машина эффективно себя проявила в предпосевной обработке почвы, а также других популярных процедурах — лущении, дисковании, снегозадержании и транспортировке различных грузов. Модель ХТЗ 181 заслужила высокий уровень доверия среди представителей государственного и частного сектора экономики – коммунальных служб, а также предпринимателей и бизнесменов, которые успешно зарабатывают на аренде тракторов.
Характеристики ХТЗ 181
- Разработчик – Харьковский тракторный завод
- Тип двигателя – восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238КМ2-3
- Мощность – 140 лошадиных сил
- Обороты в минуту – 2100 об/мин
- Рабочий объем – 15 литров
- Электрический стартер – есть
- Расход топлива – 220 г/кВт в час
- Сцепление – сухое однодисковое
- Механическая коробка передач – да
- Объем колесной базы – 2300 мм
- Размеры колеи – 1435 мм
- Размеры трактора, мм: Длина – 5455, Ширина – 1960, Высота – 3170
- Клиренс – 300 мм
- Масса трактора – 9050
- Вместимость топливного бака – 430 литров
- Грузоподъемность задней навески – 3500 кгс.
Особенности устройства и эксплуатации
- Трактор ХТЗ-181 оборудован проверенным дизельным мотором ЯМЗ-238КМ2-3, который предоставлен российским Ярославским заводом. Мотор представляет собой 8-цилиндровый агрегат с V-образным расположением цилиндров, 4-тактной компоновкой и непосредственным топливным впрыском. Система впрыска отвечает за равномерное распределение горючей смеси по всей камере сгорания, обеспечивая при этом низкий расход топлива. Кроме того, среди других компонентов отметим жидкостное охлаждение, ответственное за предотвращение перегрева в жаркую погоду. За эффективный и бесперебойный запуск мотора при экстремально низких температурах отвечает предпусковой подогреватель, а также электрический стартер. По сути, мотор ЯМ-238КМ2-3 в техническом плане является аналогом мотора ЯМЗ-238М2. Главное отличие усовершенствованной установки – в наличии маховика с диафрагменным сцеплением, а также другими незначительными элементами. Агрегат ЯМЗ-238КМ2-3 разработан изначально для гусеничной модификации ХТЗ-181. Мотор зарекомендовал себя как надежный, мощный и недорогой в обслуживании. При мощности 190 лошадиных сил он развивает 687 Н/м крутящего момента, и потребляет в среднем 238 г/кВт в час топлива.
- Трактор ХТЗ-181 оснащен коробкой передач с 9 передними и 3 задними передачами. Коробка работает практически без шумов и вибраций, а переключения скоростей предельно точны, и не сопровождаются рывками и подергиваниями – как при переходе на следующую, так и пониженную скорости. Более того, орудовать рычагом КПП можно прямо на ходу, и без потери мощности. Коробка дополнена валом отбора мощности с режимами работы 500-1000 об/мин. Этот компонент позволил улучшить выносливость КПП, а также увеличить грузовые возможности трактора.
- Модель ХТЗ-181 получила навесное устройство рычажного типа. Навеска приводится в действие гидравлическим механизмом с высокой пропускной способностью гидравлического насоса. Благодаря этому трактор способен выдержать самые сложные широкозахватные орудия, в том числе прицепные гидрофицированные машины и прочие навесные устройства. Безусловно, прочная гидравлика способствовала увеличению грузоподъемности, вплоть до 3500 кг.
- Трактор оснащен цельнометаллической кабиной с жесткой каркасной конструкцией, которая призвана защитить оператора в случае опрокидывания, что очень важно во время работы на пересеченной местности. Кроме того, кабина надежно защищена от коррозии в области дверных порогов и днища. В салоне разместятся два человека – водитель и его помощник. Разработчики оборудовали салон многослойной шумо- и виброизоляцией, а также климатической установкой. Кондиционер и отопитель создают требуемое тепло или прохладу в салоне в зависимости от климатических и температурных условий. Также отметим обширное панорамное остекление, существенно улучшающее обзорность. Сюда также добавим большие зеркала заднего вида. Уже в базовую комплектацию входит передний стеклоочиститель, аптечка, специальная ниша для установки аудиосистемы с антенной, солнцезащитные козырьки, коврики и т. д. При необходимости сиденье и рулевую колонку можно настроить под себя – под свой рост и комплекцию тела. На передней панели размещены приборы и рычаги, в том числе регулировка вала отбора мощности, управление автосцепкой и навесными орудиями. В задней части кабины установлен топливный бак, закрепленный на продольных усилителях.
- Трактор ХТЗ-181 прост в обслуживании и отличается повышенной ремонтопригодностью, и с этой точки зрения заметно превосходит зарубежные аналоги. Минимальный набор электроники, отсутствие сложных приспособлений и дешевизна запчастей сделали модель ХТЗ-181 очень выгодной для многолетней эксплуатации. К тому же, машина унифицирована с навесным орудием сторонних производителей. Все запчасти можно найти на вторичном рынке в большом количестве, а ремонт техники можно произвести в гаражных или полевых условиях.
- Модель ХТЗ-181 оснащается полноприводным гусеничным шасси, которое, помимо классной геометрической проходимости, обеспечивает идеальную курсовую устойчивость на любом покрытии. Такое сверхмощное шасси, вкупе с межосевыми блокировками, позволяет трактору преодолевать глубокие колеи и ямы, а также раскисший грунт и 30-процентные подъемы. К тому же, этому способствует и большой дорожный просвет, надежное сцепление гусениц с грунтом и предотвращение пробуксовок, минимальные кузовные свесы, высокие углы въезда и выезда.
Фото ХТЗ 181
Видео ХТЗ 181
Цена
Средняя стоимость трактора ХТЗ-181 на российском рынке составляет 4 миллиона рублей за новый экземпляр. Поддержанных машин на рынке очень мало.
Отзывы
- Ярослав, Ставропольский край. ХТЗ-181 – универсальный трактор для всех нужд. Гусеничное шасси во многом выручает. Но посредственная надежность заставляет задуматься – а может быть стоило выбрать иномарку? Но с другой стороны, высокая ремонтопригодность и дешевые запчасти – все это идет на пользу трактору ХТЗ-181, и в этом плане он лучше приспособлен для отечественных условий. В нашем хозяйстве есть машина Джон Дир, которая весьма надежна, но дорогая в обслуживания.
- Виталий, Санкт-Петербург. ХТЗ-181 эффективно применяется в нашем хозяйстве при погрузке и погрузке тяжелых объектов – во многом благодаря грузоподъемности свыше 3,5 тонн. Прочная конструкция и стальной каркас надежно оберегают оператора на случай опрокидывания. Еще обращу внимание на органы управления, которые расположены удобно и, как говорится, под рукой. За качество заливаемого топлива я особенно не беспокоюсь, так как трактор у нас всеядный. Все коллеги по работе в целом довольны машиной. Пробная версия в эксплуатации уже три месяца. Так как машина понравилась, значит будем заказывать еще несколько штук.
- Владимир, Рязань. ХТЗ-181 – мощный и универсальный трактор, способный работать с широкозахватными орудиями. Гусеничное шасси обладает идеальным сцеплением даже с раскисшим грунтом, и за счет этого исключены какие-либо пробуксовки, что очень важно, например, в ходе преодоления 30- и 40-процентных подъемов. Трактору вполне хватает мощности и для культивации, боронования и окучивания, а также буксировки тяжелых грузов, включая даже громоздкие бетонные конструкции. Благодаря этому машина активно используется и в строительном, и коммунальном хозяйстве. Техника слишком прожорлива, но нетребовательна к качеству топлива. В салоне относительно комфортно, благо есть обогреватель, а вот кондиционер был платной опцией. Машина оставила двоякое впечатление. По мощности и производительности – все отлично, а вот над комфортом и надежностью надо бы еще поработать харьковчанам.
- Семен, Луганск. Данная машина активно эксплуатируется в сельском хозяйстве, а также в качестве буксира и перевозки грузов. Трактор весьма компактный и динамичный, с минимальным радиусом разворота. Все приборы и рычаги управления находятся под рукой, и к ним не надо тянуться. Подкапотное пространство организовано удачно, и все детали находятся в легкодоступных местах. Отмечу очень мощную решетку радиатора с эффективным охлаждением – специально для работы в жару. Общее впечатление немного портят вибрации и шумы, которые переходят на руль, сиденья и переднюю приборную панель. Но вина всему этому – дешевые материалы, но зато машина намного дешевле иномарок.