ХТ3 242 – колесной универсально-пропашной трактор, являющийся передовой разработкой Харьковского тракторного завода. Машина востребована на российском рынке, а также других постсоветских государствах. Техника наделена неоспоримыми преимуществами, среди которых можно выделить качественные комплектующие, высокую производительность и ремонтопригодность, а также совместимость с различным навесным оборудованием. Машина востребована и в сельском хозяйстве, и в строительстве. Рассматриваемая модель обладает маневренностью, неплохой разгонной динамикой и хорошей управляемостью, а также способностью преодолевать сложные внедорожные участки. Рассмотрим главные преимущества трактора ХТЗ 242, а также его характеристики и возможности.
Навигация по статье
Описание и назначение
ХТЗ 242 – высокопроизводительная модель украинского производства, адаптированная для самых популярных сельскохозяйственных работ. В частности, речь идет об окучивании, культивации, вспашке и бороновании грунта – как твердого, так и мягкого. Машина осуществляет предпосевную подготовку, рыхление, посев и уборку зернового и овощного урожая, а также погрузку и разгрузку, перетаскивание тяжелых грузов, дорожно-монтажные операции и т. д. Надо признать, что у харьковских инженеров получился высокотехнологичный трактор, пригодный для любых операций, включая поисково-спасательные работы. Данная модель зарекомендовала себя не только в государственном, но и частном секторе экономики.
Характеристики трактора ХТЗ 242
- Разработчик – Харьковский тракторный завод
- Тип двигателя – шестицилиндровый дизель Д-260
- Мощность – 250 лошадиных сил
- Механическая коробка передач – да
- Тип навески – трехточечная задняя навеска
- Грузоподъемность задней навески – 5000 кг
- Объем колесной базы – 2860 мм
- Объем колеи – 1860 мм
- Размеры трактора, мм: Длина – 6400, Ширина – 2460, Высота – 3460
- Клиренс – 400 мм
- Масса трактора – 8980.
Особенности
- В качестве силовой установки для трактора ХТЗ 242 выступает мощный 250-сильный агрегат, оборудованный различными электронными компонентами для надежной и бесперебойной работы. Например, среди них выделим систему впрыска Common Rail, которая позволяет снизить расход топлива и уровень выбросов вредных веществ – во многом благодаря тому, что система равномерно распределяет топливную смесь по всем цилиндрам, и за счет этого горючее используется более эффективно и рационально. Шестицилиндровый агрегат наделен рядом достоинств, среди которых не только экономичность и экологичность, но и простота обслуживания, а также совместимость с комплектующими некоторых других моделей ХТЗ. Кроме того, двигатель получил электрический стартер и предпусковой подогреватель. Оба компонента способствуют более уверенному запуску мотора в холодную погоду, а при экстремально жарких температурах задействована система охлаждения, предотвращающая перегрев мотора. Двигатель обладает завидным моторесурсом в 12000 моточасов. В целом, мотор Д-260 получился очень удачным, но харьковские инженеры предусмотрели ему альтернативу. Так, вместо украинского мотора можно установить шведский Volvo Penta, с которым трактор будет стоить значительно дороже.
- ХТЗ-242 оснащен 4-диапазоной многоступенчатой коробкой передач, которая работает очень плавно, и без вибраций. В ходе переключения скоростей исключены подергивания и рывки, а также мощностные потери. Эта особенность позволяет в полной мере раскрыть потенциал силовой установки. Дело в том, что это прочная коробка передач с оптимизированными передаточными числами, адаптированными под максимальные тяговые и мощностные показатели ДВС. К тому же, коробку удалось усилить с помощью вала отбора мощности, который имеет два основных режима работы – в пределах 500 и 1000 об/мин. По официальным заводским данным, минимальный срок службы трансмиссии составляет 1500 часов наработки. Благодаря тому, что коробка полностью раскрывает возможности мотора, трактор может достигать свыше 30 км/час.
- Чтобы сократить расход топлива, трактор оснастили отключаемым полным приводом. Это означает, что машина способна передвигаться с одной ведущей осью в том случае, если не требуется никаких серьезных нагрузок – например, это может быть передвижение по городским дорогам, или работа с прицепными и грузовыми устройствами вне бездорожья, и на ровном покрытии. Безусловно, многоприводный режим позволил повысить экономичность. Но так как ХТЗ-242 является в первую очередь сельскохозяйственным трактором, то ему полный привод необходим – например, для преодоления глубоких колей и ям, 30-процентных подъемов, раскисших грунтов и других преград. Дополнением к полному приводу является блокировка межосевого дифференциала для каждого колеса, которая позволяет улучшить сцепление с грунтом, предотвратить опрокидывание и повысить устойчивость на бездорожье. Таким образом, полный привод и блокировка дифференциала являются очень важными компонентами ходовой части трактора ХТЗ-242.
- Помимо вала отбора мощности, в конструкции трансмиссии еще предусмотрена гидравлическая система, которая приводит в действие основное навесное устройство, расположенной в задней части машины. Гидравлический насос обладает достаточной мощностью, чтобы обеспечить грузоподъемность орудия на уровне 5000 кг. Это достойный показатель для трактора из данной ценовой категории. К тому же, машину можно оснастить самыми сложными широкозахватными орудиями, чтобы быстрее и эффективнее обрабатывать плодородные участки.
- Трактор ХТЗ-242 получил отлично шумоизолированную кабину с высоким уровнем комфорта. Так, по меркам бюджетного класса кабина обладает достаточно современным оснащением, достойным похвалы. Во-первых, стоит отметить гидроизолированный пол, а также возможность регулировки водительского сиденья и рулевой колонки. Точная и гибкая настройка водительского места, можно сказать, является залогом удобства и комфорта во время многочасового рабочего дня. В качестве опции доступны кондиционер и автономный обогреватель салона, которые автоматически поддерживают нужную температуру в холодное и теплое время года. Все органы управления расположены эргономично, и находятся под рукой. Например, в переднюю панель вмонтированы рычаги газа, тормоза и сцепления, а также переключатели для настройки навесного оборудования. Широкая площадь остекления гарантирует почти круговой обзор, в том числе и за счет боковых наружных зеркал заднего вида. Что касается наружной части кабины, здесь нельзя не отметить антибликовое покрытие капота, пластиковую облицовку радиатора и многослойное лакокрасочное покрытие для защиты от сколов и царапин.
- Трактор ХТЗ-242 – одна из самых ремонтопригодных машин, которую можно обслуживать в гаражных или полевых условиях. Обратим внимание на расположение узлов и агрегатов в подкапотном пространстве – они находятся в самых легкодоступных местах, а отсутствие сложной электроники еще больше упростило конструкцию. К тому же, практически все запасти для трактора ХТЗ-242 можно найти на разборке, на вторичном рынке, или в любой специализированной автомастерской. Практика показывает, что ХТЗ-242 при правильном уходе способен работать долгие годы.
Фото ХТЗ 242
Видео ХТЗ 242
Цена
Средняя стоимость трактора ХТЗ-242 на российском рынке составляет 50 тысяч долларов. Цена указана на новую машину 2017 модельного года. Поддержанный экземпляр обойдется в 35 тысяч долларов.
Отзывы
- Игорь, Москва. Трактор ХТЗ-242 активно используется с 2017 года. В сельском хозяйстве машина является надежным помощником, пригодным для таких работ: окучивание, боронование, вспашка, культивация, посев и уборка урожая, погрузочные и разгрузочные мероприятия, вспахивание, работа с твердым целинным грунтом. В коммунальном хозяйстве машина пригодится для монтажно-строительных работ, а также справляется с буксированием тяжелых прицепов, ведь этому способствует грузоподъемность около 6 тонн. Машина относительно экономична, но в салоне так шумно, что хоть уши закладывай – все равно не поможет. Но можно свыкнуться, если нет средств на более современный трактор.
- Антон, Липецк. Трактор ХТЗ-242 мало чем изменился по сравнению с моделью ХТЗ-240К. Прошло только несколько месяцев, а я уже начал испытывать трудности с включением первой передачи. Через некоторое время отказали первый и четвертый диапазоны коробки. В этой ситуации радует, что дефект произошел в период гарантии, и данную проблему мне устранили бесплатно. Но это еще не все недостатки – в кабине ощущаются вибрации и шумы, идущие со стороны двигателя. Уровень шумов такой же, как у древнего трактора Т-150. В общем, трактор мало чем понравился. При должном уходе он, конечно, будет без проблем справляться и с окучиванием, и с культивацией грунта. Вообще машина пригодна для любых сельскохозяйственных операций – лишь трактор был в хорошем состоянии, и обслуживать его надо регулярно.
- Дмитрий, Пенза. ХТЗ-242 – второсортный трактор для тех хозяйств, которые испытывают нехватку денежных средств для обновления своего парка спецтехники. Модель ХТЗ-242 по качеству и долговечности узлов и агрегатов ничем не лучше своих предшественников, на которых мне доводилось работать. Высокий расход топлива, шумы, вибрации, посредственная управляемость, токсичность выхлопных газов, неудобная посадка и постоянные сквозняки в кабине, особенно в холодную пору. В нашем хозяйстве эту машину уже давно списали. Это неудивительно, ведь нынешние фермеры уже не так любят копаться в мазуте, как во времена СССР.