ЮМЗ 6 – советский колесный трактор, весьма популярный не только на Родине, но и в Скандинавии. Данная машина была отлично адаптирована к суровым климатическим условиям, и благодаря этому пользовалась высоким спросом в северных регионах России. Более того, на базе этой модели был разработан шведский трактор Volvo BM-700. На этом примере можно убедиться в высокой выносливости ЮМЗ 6 в условиях с экстремально низкими температурами. Но безусловно, больше всего данная модель была распространена именно на территории СССР, а затем и в постсоветском регионе. Трактор выпускали в Днепропетровске, но сама машина была спроектирована инженерами Минского тракторного завода. Техника зарекомендовала себя в коммунальном и сельском хозяйстве, а также в дорожных и промышленных работах. В этой статье рассмотрим ее основные достоинства и возможности, а также характеристики данного трактора.
Навигация по статье
Описание и назначение
ЮМЗ-6 – универсально-пропашная машина общего назначения, предназначенная для операций в сельском хозяйстве: это окучивание, боронование, культивация, вспахивание, рыхление, скашивания, а также посев и сбор зерновых и овощных культур. Трактор эффективно справляется с дорожно-монтажными и транспортными задачами, с перевозкой и буксированием тяжелых конструкцией, прицепов. К тому же, данный трактор способен работать с широкозахватными орудиями, а также прицепными полунавесными и навесными устройствами. При необходимости трактор ЮМЗ-6 можно трансформировать в экскаватор, погрузчик, бульдозер или землеройную машину. Переоборудовать трактор можно не только в заводских условиях, но и в специальных мастерских с наличием необходимых комплектующих.
Технические характеристики ЮМЗ-6
- Разработчик – Минский тракторный завод
- Тип двигателя – дизельный, Д-65; Д-242-71
- Транспортная скорость – 24 км/час
- Радиус поворота – 500 мм
- Параметры мотора Д-65:
- Мощность мотора – 45 кВт
- Обороты мотора – 1750 об/мин
- Крутящий момент – 270 Н/м
- Расход топлива – 245 г/кВт в час
- Рабочий объем двигателя – 4,9 литра
- Параметры мотора Д-242-71:
- Мощность – 46 кВт
- Обороты – 1800 об/мин
- Крутящий момент – 240 Н/м
- Расход топлива – 226 г/кВт в час
- Рабочий объем мотора – 4,7 литра
- Общие параметры:
- Количество цилиндров – 4
- Вместимость бака с топливом – 90 литров
- Размеры колеи передних колес – 1360-1860 мм
- Размеры колеи задних колес – 1400 – 1800 мм
- Объем колесной базы – 2450 мм
- Клиренс – 650 мм (под задним мостом)
- Масса трактора вместе с рабочим оборудованием – 3350 кг
- Допустимая масса прицепа – 6 000 кг
- Размеры трактора, мм: Ширина – 1884, Высота – 2660, Длина – 4140 (с навесной системой)
Устройство и эксплуатация
- Трактор ЮМЗ-6 в базовой комплектации оснащался дизельным мотором Д-65 массой 525 кг. Двигатель получился компактным и не слишком тяжелым, что позволило уменьшить общую массу трактора. Мотор расположен впереди, перед кабиной, и закреплен к раме при помощи резинометаллических опор. С верхней стороны двигатель прикрывается капотом. С обоих бортов расположены съемные стали панели. Мотор Д-65 в номинальном режиме развивает 62 лошадиные силы, а в эксплуатационном режиме отдача составляет 60 сил. а Двигатель потребляет в среднем 183 г/л. с. в час. Практика и опыт эксплуатации показали, что время работы мотора при полностью заправленном баке составляет около 10 часов, а удельный расход масла достигает 1,2%, из которых 6% приходиться на угар. Максимальная мощность достигается при оборотах 1750 об/мин. Тяговые характеристики мотора достаточные для того, чтобы уверенно передвигаться по бездорожью. Для бесперебойного запуска мотора предусмотрен бензиновый 7-киловаттный пусковой мотор с частотой оборотов 3500 об/мин. Мотор имеет простую компоновку, и не снабжен турбонаддувом, в отличие от более современных машин. Силовая установка изготовлена по стандартной атмосферной технологии. Проверенный тип мотор (атмосферный) позволил значительно снизить стоимость владения и удешевить комплектующие. Машина оказалась дешевой в обслуживании, даже не смотря на поломки и относительно большой расход топлива. Согласно большинству отзывов, средний ресурс силовой установки при повышенной нагрузки составляет 10 тысяч часов, однако после первого капитального ремонта эта цифра значительно сокращается.
- Трактор ЮМЗ-6 оснащается механической КПП с оптимизированными передаточными числами. Передаточные числа настроены таким образом, чтобы обеспечивать четкость переключений, и тем самым в полной мере раскрывать потенциал двигателя. В активе КПП всего пять механических передач, которые имеют ручное рычажное управление. В конструкцию КПП также входит редуктор, позволяющий увеличить количество скоростных режимов в два раза. Это обеспечивает плавность переключений, а также способствует лучшим динамическим и разгонным характеристикам. Кроме того, трансмиссия дополнена валом отбора мощности, который имеет режим работы до 1000 об/мин. Коробка ВОМ работает за счет первичного вала, установленного на роликовых подшипниках. Устройство КПП имеет специальную защиту, благодаря которой двигатель не запустится, если рычаг КПП не переведен в нейтральное положение. Избежать эффекта сухого трения деталей, а также предотвратить масляное голодание помогает комбинированная система смазки, которая работает путем разбрызгивания масла на все компоненты трансмиссии, которые нуждаются в смазке.
- Трактор имеет классическую заднеприводную конструкцию, свойственную моделям тех лет выпуска. В передней части трактора установлены управляемые колеса, для поворота которых используется стандартный рулевой механизм с довольно примитивной компоновкой. В задней части установлены ведущие колеса, усиленные с помощью полуосей. Это наиболее простая и надежная конструкция, признанная во всем мире. Кроме того, машина оборудована пневматическими шинами. Покрышки имеют низкое давление и широкий профиль, чтобы не возникало проблем на бездорожье. К тому же, внедорожных преимуществ удалось достичь с помощью минимальных кузовных свесов, большого дорожного просвета, высоких углов въезда и выезда, а также прочной защиты днища и моторного отсека. Благодаря этому машина уверенно передвигается по глубоким и рельефным препятствиям, включая раскисший под дождем грунт, ямы, колеи и даже 30-процентные подъемы.
- ЮМЗ-6 получил примитивную кабину, главным достоинством которой, по сути, является крыша и остекление – это основные элементы, защищающие оператора от попадания разлетающейся грязи, камней, а также дождя, грозы, снега и других природных явлений. Кабина выполнена просто и незатейливо, но при этом отличается прочностью и потрясающей эргономикой. Все приборы расположены там, где они должны быть, и к ним не надо тянуться. Отметим простое водительское сиденье, которое можно регулировать по высоте. Еще один важный элемент безопасности – жесткий трубчатый каркас, защищающий кабину и оператора в случае опрокидывания. Зеркала заднего вида и стеклоочистители имеют электропривод. Как и водительское сиденье, рулевую колонку тоже можно настроить, исходя из телосложения, роста и массы тела оператора. Как показывает практика, в кабине достаточно шумно и некомфортно, досаждают вибрации. И все же, трактор хорошо адаптирован к работе в зимнее время года – во многом благодаря салонному отопителю, который позволяет выставить оптимальную температуру даже в 30-градусный мороз. Широкая площадь остекления способствует не только защите от грязи и песка, но и хорошей, почти круговой обзорности.
- Трактор ЮМЗ-6 можно оснастить навесными, полунавесными или прицепными опциями, которые отличаются между собой по типу назначения. Например, это могут быть орудия для сельскохозяйственных угодий – борона, культиватор, сеялка, плуг и т. д. Кроме того, с этим трактором можно использовать оборудование общего назначения – например, сварочный аппарат или компрессоров. Также можно устанавливать прицеп или полуприцеп.
Модификации трактора ЮМЗ-6
Выделим следующие модификации трактора ЮМЗ-6:
- ЮМЗ-6Л – обновленная машина, которая в отличие от базовой версии выделяется лишь закругленной радиаторной решеткой
- ЮМЗ-6АЛ – более усовершенствованный трактор с обновленной решеткой и панелью приборов, а также улучшенными тормозами
- ЮМЗ-6К – промышленная модификация для работы с сельхозорудиями, а также бульдозерным ножом и экскаваторным оборудованием
- ЮМЗ-6АК – самая последняя версия трактора ЮМЗ-6. Отличается более современным салоном и широкой площадью остекления.
Фото ЮМЗ-6
Видео трактора ЮМЗ-6
Цена
Средняя стоимость трактора ЮМЗ-6 на российском рынке составляет 150 тысяч рублей. Цена указана за экземпляр 1980 года выпуска.
Отзывы
- Павел, Нижегородская область. Трактор ЮМЗ-6 был списан из нашего хозяйстве спустя 20 лет интенсивной эксплуатации, в 2010 году. Машина отработала достойно, не смотря на устаревшую конструкцию даже по тем меркам. Тесный и шумный салон, постоянные поломки, вибрации – все это лишь еще больше заставляло наших фермеров как можно скорее избавиться этой машины. Но альтернативы этому трактору не было, особенно в годы перестройки. Машина неплохо справлялась со своими задачами, использовалась для пахоты и культивации почвы, посадки и сбора урожая – как и любой другой трактор. Дешевое обслуживание и недорогие запчасти, простая конструкция – это конечно неоспоримые плюсы ЮМЗ-6, не смотря на низкую надежность и отсутствие комфорта. К сожалению, ничего другого белорусы в то время придумать не смогли.
- Никита, Калининград. ЮМЗ-6 – универсальный трактор, на котором я работал до 2005 года. Очень рад, что я от него избавился. Шумный мотор и вибрации вытрясали всю душу, а в пыльных условиях в салон проникала вся пыль и грязь. Технику приходилось ремонтировать в полевых условиях — это одновременно и плюс, и минус. Во-первых, это отличная ремонтопригодность, и во-вторых – постоянные поломки. Отопитель работал слабо, а вместо кондиционера приходилось довольствоваться боковыми форточками. Расход топлива мог быть и пониже, учитывая слабый мотор, который еще и перегревался на высоких оборотах. Колеса постоянно закапывались в грунт, а протектор быстро стирался. Ни одного достоинства в этой машине нет, ну разве что копеечные запчасти… низкого качества.