ТДТ 40 – гусеничный трактор, разработанный на Минском трактором заводе в 1954 году. Машина была сконструирована буквально за один год и успешно прошла испытания. Данный аппарат представляет собой трелевочный трактор, поступивший в производство в 1956 году, и выпускавшийся в течение 15 лет. Безусловно, машину продолжали эксплуатировать, поскольку тогда она еще оставалась актуальной – во многом благодаря удачной конструкции, которая отличается своей простотой и ремонтопригодностью. Более того, на базе этой модели в свое время выпускались различные модификации. ТДТ 40 получил большое количество положительных отзывов. Рассмотрим его главные достоинства и особенности эксплуатации.
Навигация по статье
Назначение
ТДТ-40 – некогда одна из самых перспективных моделей Минского тракторного завода, рассчитанная на широкий спектр задач. Данный аппарат позиционировался в качестве гусеничного трактора легкого класса. Именно компактные габариты позволили эксплуатировать эту машину в труднодоступной местности, в том числе и на бездорожье. Основой спектр задач – сельскохозяйственная сфера, а также связанные с ней виды деятельности. Это окучивание, культивация, боронование, вспахивание и другие способы обработки грунта, включая твердые целинные земли. Поддержка различных навесных опций позволяет работать в сельском хозяйстве, в промышленной сфере, выполнять снегоуборочные, строительные и транспортировочные операции.
Технические характеристики
- Тип – гусеничный, трелевочный
- Грузоподъемность – 2500 кг
- Масса трактора – 6500 кг
- Габариты, мм: Длина – 4500, Ширина – 1830, Высота – 2430
- Клиренс – 540 мм
- Ширина колеи – 1480 мм
- Колесная база – 2040 мм
- Давление на грунт – 0,45 кгс/кв. см.
- Коробка передач – механическая, с 5 передними и 1 задней передачами
- Максимальная скорость – 11 км/час
- Тяговое усилие – 4350 кг
- Объем погружаемой древесины – 6 куб. м.
- Двигатель – дизельный, Д-40Т, четырехтактный, бескомпрессорный
- Мощность – 45 лошадиных сил
- Обороты – 1500 об/мин
- Пусковой двигатель – ПД-10М
- Тип запуска ДВС – ручной, шнуровой.
Особенности устройства и эксплуатации
- Машина получила относительно скромные габаритные характеристики, и это чрезвычайно удобно для работы в стесненной местности. Ведь машина зачастую используется в местах, густо заросших кустами и деревьями. К тому же, небольшие размеры позволяют не только эксплуатировать трактор в предельно сложных условиях, но и хранить его в компактных местах. Например, такой аппарат без особых проблем поместится в небольшой бокс или ангар. Это значительно упростит обслуживание в суровых климатических условиях, особенно тогда, когда температура на улице опускается меньше нуля градусов.
- В качестве КПП выступает стандартная трансмиссия, типичная для техники такого типа. Конструкция коробки включает в себя следующие компоненты:
- КПП
- Муфта сцепления
- Задний мост
- Центральная и конечная передачи.
Обратим особое внимание на муфту сцепления, которая представляет собой постоянно замкнутый механизм. Его конструктивными элементами являются диски (2 шт.), ведущие пальцы, пружины, кожухи и теплоизоляционная прокладка. Работа сцепления имеет типовой принцип действия, не отличающийся от большинства механизмов схожего типа. Из главных особенностей отметим тот факт, что демонтаж такого сцепления возможен вместе с опорно-радиальным подшипником, так как оба компонента конструктивно совмещены. Но этот недостаток был не слишком заметен для советских фермеров и промышленников, у которых была возможность осуществить быструю замену того или иного агрегата, и без существенных затрат.
Коробка передач закреплена болтами к картеру силовой установки. Из особенностей ее конструкции отметим следующие компоненты: первичный и вторичный валы, а также вал отбора мощности, и вал для функционирования лебедки.
Конструкция заднего моста – самая габаритная составная часть трансмиссии трактора ТДТ-40. Она состоит из центральной передачи, поворотных муфт, а также механизмов, которым отдано управление тормозами. Кроме того, задняя часть моста является местом для расположения конечных передач.
- Трактор получил на удивление уникальную ходовую часть, весьма оригинальную по сравнению с аналогами 1950-ых годов. Компоновка ходовой части изготовлена таким образом, чтобы обеспечить беспрецедентно высокую проходимость на любом покрытии. Это могут быть раскисшие грунты, колеи, подъемы, броды, глубокие сугробы и другие труднопреодолимые препятствия. Гусеничное шасси предотвращает проскальзывания и пробуксовки, а также обеспечивает хорошую курсовую устойчивость, что очень важно в целях защиты от опрокидывания. Практика показала, что возможности ходовой части трактора ТДТ-40 позволили успешно его эксплуатировать в лесоповале и других лесозаготовительных задачах, связанных с перевозкой больших объемов необработанных стволов деревьев.
Итак, ходовая часть включает в себя лонжеронную раму, балансирно-рессорную подвеску, колеса и гусеницы. Один из главных компонентов – рама – представляет собой два швеллера и листы, выступающие в качестве днища трактора. Надежность и прочность рамы обусловлена наличием поперечных связей, изготовленных из толстого металла, устойчивого против коррозии и деформации.
Балансирно-рессорная подвеска, в свою очередь, включает в себя балансиры (2 шт.) с рессорами, каретки (4 шт.) и амортизаторы (4 шт). Колесное шасси изготовлено из стальных литых дисков, смонтированных в гусеничной ленте. Ведущие колеса имеют специальные зубчатые венцы. Как показывает практика, такие колеса часто забиваются грязью и мусором, из-за чего их приходится регулярно очищать. Это является конструктивной особенностью, которую можно устранить своими силами.
Что касается самих гусениц, это, безусловно, наиболее важный элемент шасси, и поэтому он наиболее надежный и долговечный. Так, гусеницы изготовлены из высокопрочной стали. Из этого материала выполнены звенья гусениц, соединенные плавающими пальцами. - Силовая установка – довольно мощная по меркам своего времени. Агрегат с заводским индексом Д-40Т имеет четырехцилиндровую четырехтактную конструкцию, и представлен в двух модификациях. Так, в упрощенном варианте мотор включается с помощью пускового устройства, а более продвинутая версия получила электрический стартер. Обе модификации надо заслуженно похвалить за надежность и бесперебойный запуск при минусовой температуре. Обе силовые установки получили жидкостное охлаждение, а в качестве хладагента может выступать антифриз или обычная вода. Циркуляция жидкости осуществляется с помощью специального водяного насоса и заправочного резервуара объемом 28 литров. При мощности 45 лошадиных сил мотор имеет отличные тяговые характеристики. Например, крутящий момент превышает 20 Н/м, а рабочий объем составляет 4,5 литра. Двигатель имеет цельнометаллический корпус, чрезвычайно устойчивый к коррозии. В виде дополнительной опции предусмотрен специальный охлаждающий вентилятор. Система смазки – принудительная, под воздействием масляного насоса, который функционирует с помощью шестерней, расположенных на коленчатом валу.
- Что касается системы подачи топлива, она представлена в виде топливного бака, из которого горючее подается через латунный топливопровод. Такой материал провода использован не случайно, ввиду его коррозионной устойчивости. Кроме того, система подачи топлива дополнена встроенным фильтром, благодаря которому можно заливать топливо с низким октановым числом. Давление в топливной системе осуществляется с помощью ОНМ (шестеренчатый насос). В наличии есть фильтры грубой и тонкой очистки.
- Навесное оборудование:
- Лебедка
- Погрузочный щит
- Гидропровод.
Фото
Видео
Цена
Средняя стоимость трактора ТДТ-40 на российском рынке составляет 150 тысяч рублей. Цена указана на поддержанную машину в рабочем состоянии. Большинство подобных тракторов на сегодняшний день распродают на запчасти, но некоторые машины (на ходу) еще можно найти в частных объявлениях.
Отзывы
- Михаил, Алтай. Этот трактор мы нещадно эксплуатируем в суровых климатических условиях. Машина хорошо адаптирована к труднодоступной лесной местности. За счет компактных габаритов можно быстро развернуться – к тому же, этому способствует и превосходная обзорность благодаря широкой площади остекления. В кабине тесновато, а спинка сиденья слишком короткая – сидишь как на поролоновой табуретке. Грузоподъемность этот старичка такова, что трактор способен увезти за один раз большой объем древесины, и при этом не сломаться. Но регулярное обслуживание для этой машины – вещь обязательная. Надо смазывать все детали, очищать гусеницы от мусора и грязи, подкрашивать ржавеющие панели кузова (особенно в области порогов), и вовремя менять расходные материалы.
- Станислав, Иркутск. На этом тракторе колесил мой дед, и еще немного практиковался на нем. Ездил на ней всего пару раз, дело было в середине 1980-ых. К сожалению, даже тогда я не понял, чем машина понравилась моему предку. Тогда трактору было около 30 лет, и он был на ходу. Может, это было его главное достоинство. Из истории мне известно, что машина пользовалась высоким спросом в труднодоступной лесной местности. У меня были только первые впечатления от трактора ТДТ-40, поскольку я на нем особо не работал – в кабине сидишь словно на табуретке, и нет никакого комфорта. Со всех сторон я как будто окружен сквозняками (дело было при минус 20 градусах). Машина неповоротливая, но обладала хорошей грузоподъемностью, и была способна перевозить за один раз большое количество бревен. Сейчас работаю на тракторе КамАЗ. Прогресс налицо.
- Алексей, Ленинградская область. Мой трактор ТДТ-40 сохранился на сегодняшний день, и до сих пор на ходу. Я его сейчас продаю, и при этом продолжаю пользоваться. Техника пыхтит исправно, и нет единого намека на очередной капитальный ремонт (капремонт движка был проделан в 1990 году). Двигатель шумный, но мощный и тяговитый. На комфорт в салоне, безусловно, надеется нелепо и глупо – все-таки машине больше 50 лет. Гусеницы полностью заменены в 2005 году, на более усовершенствованные. Порадовало, что зимой в салоне тепло, но это благодаря мне – я сам установил более мощный обогреватель. Еще нравится классная обзорность и отличная маневренность. В общем, машина полностью рабочая, но продать все-таки придется.