ТДТ-55 – мощная тракторная установка с гусеничным шасси. В этой модели, главным образом, преобладают проверенные технические решения, на которые опирались главные конструкторы. Никаких инновационных компонентов даже по меркам 1960-ых годов, только проверенная конструкция и повышенная ремонтопригодность – эти два фактора действительно позволили сделать надежный и производительный аппарат. Машина позиционировалась как специализированное средство для тяжелых условий работы. Производство ТДТ 55 стартовало в 1966 году, а последние экземпляры сошли с конвейера в 2003 году. На сегодняшний день преемником ТДТ-55 является относительно новый трактор Онежец-300.
Безусловно, рассматриваемая модель зарекомендовала себя только с положительной стороны, иначе бы ее не выпускали почти 50 лет. Техника хорошо адаптирована к суровым климатическим условиям. Она простая и в ремонте, и в длительной эксплуатации. Чтобы удержать спрос модели на стабильно высоком уровне, конструкторы модернизировали трактор несколько раз. Модель ТДТ-55 выпускалась на Онежском тракторостроительном заводе.
Навигация по статье
Назначение
ТДТ-55 предназначен для землеройных задач в сельском хозяйстве. Машина рассчитана на обработку любого типа грунта, включая твердые целинные земли. С помощью различных грузозахватных, прицепных и навесных приспособлений можно выполнять разнообразные операции. В частности, это может быть культивация, окучивание, вспахивание, предпосевная подготовка, боронование и другие виды земледельческих мероприятий. Не смотря на низкую транспортную скорость, одноименный трактор способен обрабатывать большой участок земли за один раз, и за счет этого можно утверждать о высокой производительности машины.
Технические характеристики
- Параметры двигателя СМД-18Н-01:
- Мощность – 70 кВт
- Расход топлива – 227 г/кВт ч
- Параметры двигателя СМД-14БН:
- Мощность – 58 кВт
- Потребление топлива – 218 г/кВт ч
- Параметры двигателя СМД-18Н-01, а также СМД-14БН:
- Скорость – 12,8 км/час
- Давление на грунт – 44 кПа
- Частота вращения – 1800 об/мин
- Масса – 9,6 тонн
- Параметры двигателя Д-245:
- Скорость – 15 км/час
- Давление на грунт – 40 кПа
- Мощность – 73 кВт
- Частота вращения коленвала – 2200 об/мин
- Расход топлива – 230 г/кВт
- Масса (эксплуатационная) – 9.3 тонны
- Общие характеристики (для всех моторов):
- Объем топливного бака – 140 л
- Максимальное усилие лебедки – 76,5 кН
- Габариты колеи – 1,69 м
- Колесная база – 2310 мм
- Ширина гусеницы – 0,44 м
- Клиренс/ширина – 0,55/235 м
- Высота с учетом кабины – 2,56 м
- Длина – 5,85 м.
Особенности устройства и эксплуатации
- Гусеничный трактор ТДТ-55 позиционируется как машина 3-ей тяговой категории. Основным предназначением машины является транспортировка грузов в условиях густого леса. Специально для таких условий аппарат был наделен соответствующими габаритными характеристиками. Так, масса машины составляет 9,6 тонны без учета на грузки, а длина и ширина – 5,8 и 2,35 метра соответственно. Относительно небольшие размеры позволили работать в труднодоступной местности, не прибегая к помощи еще более компактной техники.
- Машина оснащается различными моторами. При этом самым востребованным ДВС является агрегат СМД-14Б, сконструированный на заводе в Харькове. Его минимальная мощность составляет 62 л. с., а потребление топлива достигает 160 г/л. с. ч. Четырехцилиндровая конструкция и четырехтактная компоновка выполнены таким образом, чтобы обслуживание мотора не вызывало затруднений. И все же, с течением некоторого времени конструкторы сами признали, что мотор слишком простой, слабый и ненадежный. В результате было принято решение оснастить трактор модернизированным мотором СМД-18Н с большей мощностью (100 л. с.). При этом расход топлива был на том же уровне, что и у предшественника – 162 г/л. с. ч.
Позже появились силовые установки с производительностью 120 и 130 л. с. Но эти моторы не пользовались высокой популярностью из-за того, что потребляли больше топлива, и почти не различались по производительности. Самые поздние модификации ТДТ-55 получили технически совершенный агрегат Д-245. - Трактор ТДТ-55 получил механическую коробку передач, которая смонтирована на маховике ДВС. В активе КПП всего пять передних и одна задняя передача. Для бесперебойной работы трансмиссия требует регулярной смазки. В связи с этим объем заправочного отсека составляет 3,5 литров. Также в КПП встроен специальный блокировочный механизм, предотвращающий переключение скоростей при неполном выключении муфты сцепления.
- Ходовая часть трактора устроены достаточно примитивно, как и подобает тракторам с конструкцией 1960-ых годов. К примеру, компоновка сцепления представлена двумя дисками, а переключение происходит без смазки (сцепление сухого типа). Также в трансмиссию входит специальный фронтальный тормозок и гидравлический усилитель. Эти компоненты существенно облегчают управление за счет того, что для переключения сцепления и КПП не надо прилагать больших усилий. Исходя из этого, водитель меньше устает при многосменном режиме работы.
Кроме дисков конструкция сцепления включает в себя ведущие пальцы, пружины, кожух и теплоизоляционную прокладку. - Машина получила на удивление комфортабельную кабину, отделанную в соответствии с стандартами безопасности того времени. Обратим внимание в первую очередь на усиленный каркас безопасности, придающий жесткости кузову, чтобы минимизировать деформацию кабины в случае перевертыша. К тому же, это позволит защитить оператора от травм. Между двигателем и кабиной есть перегородка, которую можно открывать при необходимости. Также при необходимости можно регулировать по высоте водительское сиденье и рулевую колонку. Для обеспечения широкоформатного обзора используется круговое остекление, обеспечивающее обзор в пределах 360 градусов. Стеклоочиститель, установленный для лобового стекла, работает от автоматического гидропривода. Задний стеклоочиститель – ручного типа. Среди других элементов комфорта отметим продуманную систему вентиляции, автономный отопитель и специальное место, отведенное для размещения термоса, аптечки или вещевого ящичка.
- Для управления многофункциональной лебедкой используется вал отбора мощности. На трактор можно устанавливать однобарабанную или двубарабанную лебедки. Данный компонент расположен в задней части кабины. Привод лебедки представлен в виде конического редуктора цилиндрического типа, для управления которым не придется выходить из салона – для этого достаточно задействовать в салоне специальный рычаг.
Фото
Видео
Цена
Средняя стоимость трактора ТДТ-55 на российском рынке составляет 350 тысяч рублей. Цена указана на машину на ходу, образца примерно 1985 года. Более свежий экземпляр на ходу, после капитального ремонта, и выпущенный в 1990 году, обойдется в 800 тысяч рублей. Трактор 1995 модельного года, оснащенный новыми гусеницами и прошедший предпродажную подготовку, можно приобрести за 450 тысяч рублей.
Отзывы
- Юрий, Николаев. Эта машина была спина в нашем хозяйстве много-много лет назад. Помнится, эдак, в 1992 году. Тогда как раз избавлялись от всего советского. Зверь была машина, но неповоротливая и слишком медленная. Но со своими задачами справлялась без каких-либо оговорок. Отмечу высокую грузоподъемность и шасси с большим внедорожным потенциалом. Благодаря небольшим габаритам можно было работать в густой лесной местности. Трактор потребляет много топлива, но не требователен к качеству горючего. Силовой агрегат мощностью 60 лошадок на удивление адаптирован к работе в условиях с низкими температурами. Работники часто хвалили этот трактор за комфортную посадку, мощность и способности на бездорожье. Всего было 10 таких машин, которые работали по всему пригороду, в основном в сельском хозяйстве.
- Кирилл, Смоленск. Неплохой был трактор, но досаждал поломками. Каждый день. А запчастей не хватало, особенно после распада СССР. Наиболее важные детали куда-то распродавали за рубеж, и в итоге приходилось что-то мастерить своими руками. В начале 1990-ых было очень тяжело с этим трактором, особенно в плане эксплуатации и обслуживания. По производительности машина вышла удачной, и с точки зрения проходимости тоже. Комфортный просторный салон с мощным отопителем мог дать фору многим тесным зарубежным конкурентам. Советские инженеры делали технику на совесть, и ничего не грабили. А после 1992 г. трактор оказался беспомощным и никому не нужным, и мы его продали на металлолом.