Растущий объем производственных процессов вызывает необходимость полной автоматизации, особенно когда требуется поднимать и перемещать сырье, оборудование, строительные материалы и прочие тяжелые предметы. На помощь приходят специальные грузоподъемные механизмы, которые широко распространены в крупных организациях. Однако для безопасной эксплуатации этих механизмов необходимо проводить комплексное обслуживание, а в частности – техническое освидетельствование.
Навигация по статье
Техническое освидетельствование
Под техническое освидетельствование попадают все грузоподъемные крановые манипуляторы и грузозахватные органы, на которых распространяется промышленная безопасность. Освидетельствование проводится в обязательном порядке, согласно российским нормативным нормам. Регламент проведения данной процедуры зависит от типа освидетельствования. Так, частичное техническое освидетельствование (ЧТО) обязательно к проведению не реже одного раза в год, тогда как ПТО (полное техническое освидетельствование) выполняется один раз в три года. Еще есть внеплановое освидетельствование, необходимость в котором возникает в следующих случаях:
- Когда кран надо установить или перенести на другое место
- Плановая реконструкция: оптимизация тележки под другой захватный механизм (магнит или грейфер)
- Увеличение подъемной массы груза
- Изменение пролета
- Обслуживание крана и его металлоконструкций
- Капитальный ремонт крана
- Замена крюковой подвески.
Интенсивная эксплуатация крана требует регулярного технического освидетельствования, которое проводится с соблюдением всех правил ТБ. Профессиональный осмотр всех грузоподъемных механизмов является залогом для обеспечения дальнейшей безопасной и безотказной работы крановых манипуляторов.
Техническое обследование. Полная инструкция
Что важнее – ЧТО или ПТО
Нормативная документация производственных процессов подъемных сооружений предусматривает важность проведения ЧТО и ПТО с определенной периодичностью. Таким образом, два вида технического обслуживания являются обязательными и проводятся строго по регламенту. Успешное прохождение ЧТО и ПТО позволяет получить свидетельство, дающее право на дальнейшее использование сооружения в промышленных масштабах.
ПТО
Под полным техническим освидетельствованием следует понимать ряд мероприятий для оценки эффективности и безотказности работы кранового оборудования в сложных условиях. Сюда входят:
- плановый осмотр
- статические испытания
- динамические испытания
Что касается редко используемого кранового оборудования, его разрешается подвергать ПТО не реже одного раза в пять лет.
ЧТО
Если в рамках ПТО динамические и статические испытания являются обязательными, тогда в рамках ЧТО их можно не проводить. Данное обследование имеет минимальный регламент 12 месяцев. Что же касается редко используемых кранов, их разрешается проверять в рамках ЧТО не менее двух раз в год.
Законодательное регулирование ЧТО и ПТО
Согласно действующим нормативным актам, проведение технического освидетельствования регулируется законодательством, утвержденным Приказом Ростехнадзора №533 от 12.11.2013 о «О Правилах безопасности производственных объектов с подъемными сооружениями». Помимо официальных нормативов, еще есть документы методического характера, которые могут понадобится при проведении планового обследования. Среди них можно выделить документ РД 10-112-1-04, в котором прописаны рекомендации и общие положения, касающиеся экспертного обследования грузоподъемных машин.
Комплексное обследование кранов
Правила промышленной безопасности требуют проведения комплексного обследования, которое в данном случае осматривают экспертные организации с соответствующей лицензией, позволяющей им выполнять работы такого рода.
Минимальный регламент комплексного обслуживания кранового оборудования составляет один раз в три года. При этом не менее одного раза в год владелец подъемного сооружения обязан обеспечить условия нивелировки крановых путей.
Таким образом, благодаря этому будут обеспечены безопасные условия эксплуатации и полный контроль над планово-высотным положением.
Нивелировка крановых путей проводится как раз между работами по обследованию. В противном случае велика вероятность нарушения должной фиксации направляющих и появления отклонений с превышением допустимой нормы. Это может привести к аварийной ситуации, а также несет угрозу здоровью работников строительного предприятия. К тому же, при таком раскладе нельзя исключать аварийного выхода из строя оборудования, что в дальнейшем приведет к его внеплановому простою и, как следствие, экономическим и финансовым производственным потерям.
Комплексное обслуживание кранов включает:
- Организованную службу эксплуатации кранового манипулятора
- Техническую и эксплуатационную документацию
- Проведение планово-высотной съемки и экспертного анализа элементов кранового пути
- Проверку рельсов, квадрат и других направляющих
- Оценку состояния стыковых и промежуточных креплений
- Проверку наличия и технического состояния тупиковых упоров, заземления, предупредительных знаков, ограничителей и ограждений
- Комплексное обследование металлоконструкций и узлов их крепления
Документы для комплексного обследования
В рамках комплексного технического освидетельствования предусмотрены следующие документы:
- Дающий разрешение акт на комплексную проверку кранового пути
- Наличие ведомости с указанием дефектов после обследования
- Документы, подтверждающие проведение планово-высотной съемки элементов кранового пути
Этапы проведения технического обслуживания грузоподъемных механизмов
Обслуживание кранового манипулятора включает осмотр его тормозов, гидро- и электрооборудования, приборов и систем безопасности (в том числе и устройства-ограничителя грузоподъемности). Под обязательную проверку попадают и другие механизмы, представленные ниже:
- Металлоконструкции и соединения крана, кабина, лестничная площадка и ограждение
- Крюк и блок, а также проверка расстояния между крюковой подвеской и упором в процессе срабатывания концевого выключателя
- Соединительные элементы: провода и заземления крана, определение их сопротивления
- У кранов стрелового типа проверяют соответствие массы противовеса
- Проверка состояния кранового пути, системы сигнализации и освещения, канатов, креплений и других фиксирующих элементов.
Проведение статических испытаний
Статические испытания требуют создания соответствующих условий, в рамках которых допускается определенная нагрузка, на 25% превышающая паспортную грузоподъемность крана. Манипулятор устанавливают над опорами пути, а тележку крана переводят в такое положение, чтобы оно отвечало наибольшему прогибу моста. Испытание также предусматривает подъем груза на 100-200 мм и его удерживание в течение десяти минут.
Проведение динамических испытаний
В нормативных положениях, касающихся динамических испытаний, допускается 10-процентное превышение паспортной грузоподъемности кранового манипулятора. Кроме того, данное исследование подразумевает многократное поднятие и опускание груза, а также проверку на выносливость всех механизмов крана – как при неподвижном положении, так и при выполнении рабочих движений. Это необходимо для оценки возможностей кранового оборудования на пределе его возможностей. Таким образом, можно проверить потенциал крана настолько, насколько позволяют его технические характеристики согласно паспортной документации.
Документы для ЧТО и ПТО
Проведению технических и практических мероприятий в рамках ЧТО и ПТО предшествует сбор пакета документов, в которых фиксируются сведения после проведения испытаний. Эти документы подтверждают факт прохождения осмотра с соответствующими результатами – положительными или отрицательными. Ниже представлен основной набор документов:
- Акт ЧТО или ПТО в зависимости от проведения типа исследования – полного или частичного
- Документы с результатами проведенных исследований
- Ведомость с наличием или отсутствием выявленных дефектов
- Акт на разрешение или запрет дальнейшей эксплуатации всего крана или отдельных его механизмов.
- Внесение данных о проведенном обследовании в технический паспорт грузоподъемного сооружения. В паспорте указывается дата для следующего проведения частичных или полных испытаний.
Как выглядит табличка
Заключение
Учет результатов технического освидетельствования находится под контролем инженера по надзору и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. В обязанности этого работника входит проведение освидетельствования, а также внесение полученных данных в технический паспорт с указанием даты следующего освидетельствования.
Соответствующая запись в паспорте действующего крана, таким образом, подтверждает его соответствие требованиям Правил ПБ №533, согласно которым протестированное оборудование полностью исправно и способно выдерживать допустимую нагрузку. При этом дальнейшая эксплуатация крана возможна после выдачи специального разрешения, которое выдается специалистом по производственному контролю при использовании ПС. Для проведения технического освидетельствования необходимо обратиться в специализированную организацию.