ПЖД – предпусковой жидкостный подогреватель двигателя для автомобилей КамАЗ, обеспечивающий разогрев мотора для его более эффективной работы в холодное время. Также ПЖД позволяет избежать обледенения стекол в салоне автомобиля. Как известно, зимой водители КамАЗов часто испытывают проблемы из-за перепадов температур, сырости и выхода из строя важных деталей. В связи с этим не обойтись без установки ПЖД, который способен работать бесперебойно при температурах от минус 45 до плюс 60 градусов Цельсия. По крайней мере, в данном диапазоне отсутствуют вышеуказанные проблемы, связанные с обледенением стекол и промерзанием кабины, а также обеспечивается быстрый запуск двигателя.
Навигация по статье
Устройство и режимы работы ПЖД КамАЗ
Классическая конструкция предпускового подогревателя автомобилей КамАЗ включает следующие компоненты:
- систему и датчики управления
- двигатель постоянного тока
- блок питания и предохранитель
- трубки входа/выхода, ввода/вывода газов
- индикатор подачи топлива
- завихритель
- теплообменник с трубками
- диск
- передачи
- форсунку с корпусом
- зажигание с электродом и держатель
- топливный насос
- электромагнитный клапан
- шланги для отвода/подвода топлива
- кронштейны
- муфту
- систему охлаждения (вентилятор)
- подшипник
- пропускной клапан.
В комплекте с системой ПЖД-30 также предусмотрено дистанционное управление, с помощью которого можно контролировать работу подогревателя в любом положении кабины автомобиля, в том числе и при откинутой кабине. Сам переключатель ПЖД-30 находится в салоне и зафиксирован на специальном кронштейне. У данной системы ДУ есть следующие режимы работы:
- в положении I включаются электроискровая свеча, электродвигатель насоса и электромагнитный топливный клапан
- в положении II возможна только работа электромагнитного топливного клапана и электродвигателя насосного агрегата
- в положении III задействованы насосный агрегат, а именно его электродвигатель, а также электронагреватель топлива
- положение 0 полностью выключает ПЖД.
Параметры ПЖД
ПЖД представляет собой компактный и простой в использовании прибор, установленный в контуре системы охлаждения ДВС. Ниже представлены технические характеристики предпускового подогревателя КамАЗ на примере ПЖД-30.
- Производительность – 340 Вт
- Топливные затраты – 4,2 кг/ч
- Модель электродвигателя насосного агрегата – МЭ252
- Модель электромагнитного клапана – ПЖД-30-101500
- Производительность топливного насоса – 1,2 кгс/кв. см
- Производительность жидкостного насоса – 30 л/мин
- Производительность нагнетателя воздуха – 90 кг/ч
- Модель электроискровой свечи для воспламенения топливной смеси – СН 423
- Материал изготовления – нержавеющая сталь
- Защита от коррозии – есть.
Краткий принцип работы ПЖД КамАЗ 14ТС-10 и схема
Наиболее благоприятным местом установки ПЖД КамАЗ является передняя поперечина рамы, где обеспечивается более эффективная работа данного устройства, суть которой заключается в подаче топлива из бачка из топливного насоса подогревателя. Поступающая горючая смесь направляется по открытому электромагнитному клапану в направлении к форсунке. Затем в определенном количестве топливо впрыскивается во внутреннюю горелку теплообменника подогревателя.
По мере распространения горючего происходит его смешивание с воздушными потоками, исходящими от вентилятора. Начинается воспламенение и сгорание топливной смеси, которая при этом подогревает охлаждающую жидкость. Чем больше попадает продуктов сгорания под масляный картер, тем выше температура масла.
В баке подогревателя накапливается горючее, количество которого увеличивается в зависимости от оборотов двигателя. Если же топливо из бачка не поступает, его подачу можно активировать вручную – для этого надо задействовать топливоподкачивающий насос. Согласно правилам ТБ, необходим регулярный контроль состояния топливоподкачивающей системы во избежание утечек горючей смеси и охлаждающей жидкости. Так, в данном случае уделяют внимание герметичности трубок, кранов и прочих узлов.
Работа предпускового подогревателя на КамАЗе возможна в нескольких режимах в зависимости от температуры котла. Например, в случае ее увеличения до 85 градусов ПЖД переходит в режим продувки. Таким образом, включить устройство повторно можно только после его полного отключения при достижении 85 градусов.
Как правильно работать с ПЖД
Наличие характерного гула во время работы ПЖД говорит о том, что продолжается процесс сгорания топлива, а через выводную систему выходят отработанные газы. При исправной системе не должно быть ни дыма, ни открытых очагов пламени. При наличии технических неполадок в работе системы ПЖД первым делом необходимо отрегулировать расход топлива с помощью редукционного клапана. Левый поворот клапана увеличивает подачу горючего, а поворот в правую сторону – уменьшает. Таким образом, происходит отладка системы подачи топлива с учетом температурных перепадов. Правильная настройка обеспечит бесперебойный обогрев и значительно сократит затраты на заправку.
Ниже представлен подробный принцип работы с ПЖД КамАЗ, состоящий из нескольких этапов.
- ПЖД включается при активации выключателя аккумулятора. Для этого оператор запускает кнопку выключателя ПЖД
- Для наполнения системы топливом водитель открывает кран на топливном баке
- После установки ручки в положение III активируется система обогрева, эффективность работы которой настраивается в зависимости от температуры окружающей среды
- Ручка переводится в обратное положение I до появления характерного звука, который свидетельствует о воспламенении горючего
- Переключение ПЖД в автоматический режим постоянного обогрева с заданными параметрами.
Установка и обслуживание ПЖД
Монтаж предпускового подогревателя на автомобилях КамАЗ лучше проводить на специализированном предприятии (СТО), оборудованном всеми необходимыми приспособлениями. Технический осмотр оборудования осуществляется перед наступлением зимнего сезона.
Перед началом эксплуатации крайне важно убедиться в надлежащем состоянии компонентов ПЖД. Для этого необходимо своевременное обслуживание, а перед выездом рекомендуется проверить систему на работоспособность. Для этого надо обратить внимание на следующие компоненты ПЖД и топливной системы автомобиля:
- Проверка уровня незамерзающей жидкости в охлаждающей системе ДВС
- Проверка соединительных узлов на герметичность
- Диагностика электродвигателя, а также проверка на наличие утечек топлива и наличие открытого пламени
- Тестовый запуск ПЖД в течение 20 секунд
- При мойке автомобиля в воздушный вентилятор может попасть вода. Удалить ее можно с помощью насосного агрегата, для включения которого надо переключить ПЖД в положение III и подождать две-три минуты.
Ошибки ПЖД и их обозначения
О наличии ошибок в системе ПЖД свидетельствует специальная лампочка. Она мигает определенное количество раз, по которым можно определить неисправность оборудования. Ниже представлены наиболее распространенные неполадки.
- Однократное мигание указывает на перегрев теплообменника и наличие расхождений в указателях, которые могут отображать недостоверные сведения о температуре
- Двукратное мигание лампочки указывает на израсходованное количество активаций ДВС
- Мигание лампочки три раза свидетельствует о неполадках с предпусковым подогревателем. Причина может быть связана с прерыванием пламени
- Лампочка мигает четыре раза – это означает неисправность свечи зажигания или двигателя, отвечающего за нагнетание атмосферного потока
- Пять раз мигания светодиодной лампы указывают на неправильную работу датчика пламени
- Шесть раз – неправильная работа индикаторов перегрева и температуры
- Семизначная активация лампы говорит о неисправности насоса и элементов топливной системы. Также не помешает проверить реле контроля и отопительный прибор
- Если мигает восемь раз, тогда причина в сигнальном контакте между блоком ПЖД и пультом управления
- Девять раз – низкое напряжение или его отсутствие
- Мигание десять раз — свидетельствует о завершении процесса вентиляции, которую можно включить вручную.
ПЖД 14ТС-10-GP. Почему не запускался?? Снятие, разборка
Другие неполадки, из-за которых не запускается ПЖД
Ошибки являются не единственной проблемой, по которой ПЖД отказывается запускаться. Ниже представлены наиболее распространенные причины бездействия оборудования, не связанные с вышеуказанными ошибками.
- Не работает электромотор насосного устройства, либо в системе ПЖД не воспламеняется достаточное количество топливной смеси
- Не работает предохранитель или переключатель
- Проблема с реле электродвигателя
- Обрыв соединительной цепи между проводом реле и мотором
- Неполадки с двигателем или исчерпано количество запусков ПЖД
- Отсутствует искра, необходимость в замене свечей или индикатора температуры
- Не хватает напряжения
- Нестабильная работа двигателя нагнетателя воздуха
- Превышение допустимой температуры в теплообменнике
- Износ патрубка или неправильная работа индикатора пламени.
Заключение
Предпусковой обогреватель обеспечивает эффективный обогрев и запуск двигателя в холодную погоду. Кроме того, данное устройство позволяет экономить топливо во время прогрева кабины и топливной системы, а также уменьшает степень износа деталей и увеличивает их срок службы. Прибор отличается высокой долговечностью и низкой стоимостью, что и делает его широко востребованным на автомобилях марки КамАЗ.