Шариковая винтовая передача (ШВП)

Шариковая винтовая передача – составляющая привода, который преобразует линейное движение во вращательное. Данный элемент выступает в качестве исполнительного механизма привода в подвижных столах, суппортах, консолях, шпиндельных головках и т. д. В статье рассмотрены устройство, виды и особенности эксплуатации шарико-винтовой передачи.

Чем ШВП лучше винтовой гайки

  • Повышенная точность и жесткость
  • Долгий срок службы и минимальные потери на трение
  • Лучшая плавность перемещения даже на небольшой скорости
  • Универсальная конструкция предусматривает предварительный натяг между элементами качения, что способствует устранению зазора в резьбе.

Шариковая винтовая передача (ШВП)

Сферы применения

  1. В ракетной и авиа-отрасли ШВП является незаменимым решением для перемещения рулевых поверхностей.
  2. В автомобильной промышленности этот привод необходим для поддержания работоспособности рулевой рейки, связанной с электромотором рулевого управления.
  3. Прецезионное и роботизированное машиностроение
  4. Конвейерные линии
  5. Механические прессы
  6. Термапластавтоматы
  7. Станки с ЧПУ

Устройство ШВП

Шарико-винтовая пара состоит из двух основных элементов:

  • Стержня с винтовыми канавками
  • Гайки с необходимой резьбой и габаритами
  • Стальной шарик, винт и гайка
  • Пылезащитный компонент и реверсор

Как производится самая качественная ШВП

Безусловно, для получения самого точного винта ШВП понадобится шлифовка. Альтернативным вариантом является накатка – в этом случае винт будет менее точным (погрешность будет составлять 50 микрон на 300 мм хода), но зато такая деталь намного дешевле.

Шариковая винтовая передача (ШВП)

Виды ШВП

По классу точности шарико-винтовые передачи можно классифицировать по двум видам:

  • Обычные
  • Прецизионные

Особенности обычных ШВП

  • Класс точности – С7-С10
  • В производстве ШВП указанных классов используется накатка.
  • Отвечает менее жестким требованиям по сравнению с прецезионной передачей.
  • Норма погрешности длины хода на отрезке составляет 300 мм.
  • Используется в станках начального уровня – в этом случае ШВП соответствует классу С7.
  • Максимально допустимая погрешность на длине 300 мм составляет 100 микрон.

Особенности прецезионных ШВП

Класс точности — С0-С5

Винты для этой передачи имеют три этапа производства: сначала используется резец для нарезания винта, затем происходит закалка и шлифовка.

Если винт накатанный, то его ведет после закалки; если нарезанный, то увод незначительный, но при этом винт перестает быть прецезионным. Этим объясняется необходимость проведения шлифовки в качестве заключительного этапа, который позволяет устранить все погрешности и придать винту высокую точность.

В отличие от обычного винта у прецизионной ШВП есть сепаратор шарика, который нужен для погашения трения между шариками и увеличения регламента замены смазки. Таким образом, сепаратор позволяет повысить срок службы, уменьшить уровень шума и снизить колебания крутящего момента.

Минимальное трение между шариками и уменьшение колебаний крутящего момента способствует лучшей плавности хода по сравнению с обычной ШВП.

Прецизионная передача рассчитана на высокие скорости благодаря высокой прочности контура шариков в гайке.

Плюсы ШВП

  • Минимальные потери во время трения
  • Высокая производительность наряду с повышенным КПД, несмотря на компактные габариты
  • Точность при поступательном перемещении
  • Продолжительный ресурс
  • Практически бесшумная работа и высокая плавность хода

Минусы ШВП

  • Высокая трудоемкость и дороговизна в производстве негативно влияют на конечную стоимость изделия
  • По длине и скорости вращения есть ограничения

Шариковая винтовая передача (ШВП)

Как проверить работоспособность ШВП

Как известно, винт с шарикоподшипником вращается без трения, а нагрузку между винтом и гайкой обеспечивают шарикоподшипники, за счет которых происходит контакт между гайкой и винтом. В основе шарико-винтовой передачи лежит гайка (вращается вокруг винта), всегда можно закаказть качественные гайки на https://www.o-g-m.ru/katalog/osnastka-i-komplektujuschie/shvp. Проверить работу механизма можно следующим образом:

Сначала надо убедиться в чистоте смазки винта.

Плавно повернуть гайку вокруг фиксированного винта. При этом каких-либо зависаний или тугих заеданий быть не должно. В противном случае велика вероятность образования плоских пятен на шарах, что приведет к их скольжению и блокировке гайки. В худшем случае есть риск повреждения дорожек качения винта, что сделает невозможным проведение ремонта.

Особенности монтажа ШВП-гайки на винт

Достаточно не вынимать предохранительную пластмассовую вставку для того, чтобы предотвратить выпадение шариков из гайки. Также следует обратить внимание на то, как правильно одевать ШВП-гайку на винт.

Удалить фиксирующую стяжку таким образом, чтобы не допустить выпадения предохранительной пластмассовой вставки.

Во время стыковки краев винта и предохранительной гайки надо придерживать гайку.

В процессе накручивания гайки можно корректировать ее ход по канавкам винта, а предохранительная вставка в этот момент должна быть состыкована с заранее обработанным краем винта.

Предохранительная гайка отсоединяется только после полной закрутки гайки.

Распространенные неполадки ШВП и их решение

  • На поверхности деталей есть признаки шероховатости – в этом случае достаточно смазать деталь.
  • Разрушение или повреждение шариковой винтовой передачи – в данной ситуации требуется замена винта, если ремонт невозможен.
  • Сбои в работе винтового подшипника – устраняются после замены дефектного подшипника.
  • Слишком высокий коэффициент усиления серводвигателя в результате его неправильной регулировки при обслуживании – в этом случае не обойтись без повторной регулировки системы управления сервомотором.
  • Нестабильная точность обработки – возникает по причине слабой затяжки в ходе обслуживания. Требуется повторная затяжка и тестирование с задействованием циферблатного индикатора.
  • Слишком плотное прилегание скользящей пластины вала винта – устраняется путем регулировки до нужного значения с помощью линейки 0,03 мм.
  • Если скользящая пластина затянута слишком туго, тогда требуется повторная регулировка с учетом коэффициента контакта более 70%. Для этой процедура пригодится линейка 0,03 мм.
  • Шарико-винтовая передача затянута слишком туго или слабо – в этом случае надо выполнить повторную регулировку и заодно проверить величину осевого перемещения с учетом погрешности, которая не должна превышать 0,015 мм.
  • Торец гайки ШВП в идеале должен иметь перпендикулярное расположение относительно поверхности соединения с достаточной затяжкой. В противном случае требуется ремонт или регулировка, а также дополнительная обработка подушечки.
  • При осевом перемещении ШВП возникает зазор, устранить который можно с помощью инструмента для измерения движения винта и его регулировки.

Заключение

Можно сделать вывод, что шарико-винтовая передача лучше винтовой гайки с точки зрения надежности и производительности. С другой стороны, ШВП сложнее в производстве и обходится дороже. Поэтому использование данного типа привода оправдано в стратегически важных отраслях, включая автомобиле- и авиастроение. Массовое производство шарико-винтовой передачи позволяет расширить сферы ее применения и, тем самым, повысить конкурентоспособность машиностроительных изделий на внутреннем и зарубежном рынках.

Оставьте комментарий

Adblock
detector