МТЗ-550 – производительный трактор легкого класса. Машина имеет проверенную временем конструкцию, мощный мотор и высокую геометрическую проходимость. Техника разработана в соответствии со стандартами и нормами времен СССР, и обладает большим потенциалом. Техника предназначена для сельскохозяйственных работ, а также транспортных и промышленных задач. Машина конструктивно проста и надежна, оборудована полноценным салоном, а также поддерживает широкий спектр опций, благодаря которым обеспечивается достойная производительность даже на фоне зарубежных конкурентов того времени. В этой статье представлены основные достоинства и возможности трактора, а также его характеристики.
Навигация по статье
Описание и назначение
МТЗ-550 – многоцелевой трактор, предназначенный для использования в сельском хозяйстве. Обладая необходимым оборудование, машина способна выполнять следующие операции: окучивание, культивация, вспахивание, боронование, рыхление, а также междурядная обработка, работа с твердым целинным грунтом. К тому же, машина используется для посева и сбора урожая, в том числе зерновых и овощных культур. Хорошая грузоподъемность позволяет выполнять погрузочно-разгрузочные мероприятия, работать в транспортной и промышленной сфере, осуществлять монтажно-ремонтные работы, а также буксировать тяжелые прицепы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что МТЗ-550 – многоцелевой трактор, пригодный для разного рода задач. Его можно использовать даже для поисково-спасательных задач – например, для растаскивания завалов и тяжелых бетонных конструкций, возникших в результате разрушения городской инфраструктуры.
Характеристики МТЗ-550
- Разработчик – Минский тракторный завод
- Двигатель – дизельный, Д-244
- Мощность – 57 лошадиных сил
- Обороты – 1700 об/мин
- Число цилиндров – 4
- Рабочий объем – 4,7 литра
- Крутящий момент – 263 об/мин при 1400 Н/м
- Расход топлива – 225 г/кВт в час
- Запас крутящего момента – 15%
- Вместимость бака с топливом – 130 литров
- Коробка передач – механическая, с 9 передними и 2 задними передачами
- Максимальная скорость – 26 км/час
- Коробка отбора мощности – задняя, независимая, с режимом 500 об/мин
- Грузоподъемность – 3000 кгс
- Производительность гидросистемы – 45 литров в минуту
- Объем колесной базы – 2370 мм
- Размеры трактора, мм: Длина – 3850, Ширина – 1970, Высота – 2780
- Параметры колеи передних колес – 1350-1850 мм
- Параметры колеи задних колес – 1400-1600 мм
- Максимальный клиренс – 645 мм
- Радиус поворота – 3800 мм
- Глубина брода – 850 мм
- Размеры передних колес – 7,5-20
- Размеры задних колес – 15,5R38.
Особенности устройства и эксплуатации
- МТЗ-550 – универсальный пропашной трактор с весьма мощным и экономичным мотором. Мотор Д-244 – дизельного типа, с четырехцилиндровой конструкцией и 4-тактной компоновкой, имеет рядное расположение цилиндров. Мощность – 57 лошадиных сил, чего с запасом достаточно для сельскохозяйственных нужд. По современным меркам это невысокая мощность, которая компенсируется высоким крутящим моментом в 263 Н/м. Таким образом, благодаря этому удалось получить хорошие тяговые характеристики, что очень важно во время передвижения в труднодоступных местах. Мотор адаптирован к суровым климатическим условиям — этому способствует электрический стартер и предпусковой подогреватель, которые исключают проблемы при запуске мотора, а также его многочасовой работе при экстремально низких температурах. А жидкостная система охлаждения, в свою очередь, защищает мотор от высоких температурных перепадов. Кроме того, двигатель получил эффективную систему впрыска, которая равномерно распределяет топливо по камере сгорания, обеспечивая при этом экономичность, экологичность и достойную динамику. Вместительный 130-литровый топливный бак способствует большому запасу ходу, и позволяет не опасаться за необходимость внеплановых заправок.
- Конструкция трансмиссии трактора МТЗ-550 представлена механической КПП с 9 передними и 2 задними передачами. В качестве опции предлагается альтернативная КПП с 18 передними и 4 задними скоростями. Второй вариант работает более плавно и бесшумно, за счет большего количества передач. К тому же, во время перехода на пониженную и повышенную скорость удалось исключить подергивания и рывки. А чтобы в полной мере раскрыть потенциал мотора и как можно быстрее достигать заявленных 28-30 км/час, трансмиссия получила специально подобранные передаточные числа. Кроме того, в трансмиссию входит сухое однодисковое сцепление с фрикционной муфтой. Посредством этих компонентов крутящий момент и мощность от мотора передаются на КПП. Также в конструкцию входит блокируемый дифференциал с принудительным подключением. Еще коробка передач дополнена валом отбора мощности, который имеет минимальный режим работы в 500 об/мин.
- Гидравлический привод трактора МТЗ-550 представляет собой раздельно-агрегатный механизм с возможностью регулирования глубины обработки в зависимости от нагрузки. Универсальная гидравлика унифицирована с любым навесным оборудованием, включая широкозахватные орудия, дисковые бороны, плуги, окучиватели, картоефелекопалки и другие популярные опции. Производительность гидропривода обеспечивается за счет гидронасоса с пропускной способностью 45 литров в минуту. Для заправки гидросистемы используется специальная емкость объемом 21 литр. Благодаря слаженной работе ВОМ и гидравлической системы грузоподъемность заднего трехточечного орудия может достигать 3000 кг, что является неплохим результатом для легкого трактора.
- Трансмиссия трактора МТЗ-550 – полноприводная, с блокировкой межосевого дифференциала. Дифференциал имеет ручной режим работы. Помимо этого, отметим уникальные особенности кузова трактора, также способствующие улучшению геометрической проходимости: это минимальные кузовные свесы, высокий дорожный просвет, прочная защита моторного отсека, а также антикоррозионное покрытие днища и дверных порогов. К тому же, немаловажное значение имеют большие широкопрофильные покрышки с глубоким протектором. Такие шины уверенно цепляются за грунт и не закапываются в раскисшей почве, что позволяет преодолевать любые внедорожные преграды, включая глубокие ямы и колеи. К тому, высокая проходимость достигается за счет компактных габаритов, короткой колесной базы и малому радиусу разворота. Вместе с тем, это благоприятно сказалась не только на динамике, но и маневренности.
- Кабина трактора МТЗ 550 проста и примитивна. Оформление салонного пространства, можно сказать, является образцом минимализма и выверенной эргономики. В кабине нет ничего лишнего, и есть только самые важные компоненты – контрольно-измерительные приборы, расположенные на передней панели, а также рычаги, кнопки и переключатели. Органы управления навесными орудиями размещены в нужном месте, и находятся под рукой. Обратим внимание на широкую площадь остекления, обеспечивающую почти круговой обзор. К тому же, водитель имеет возможность отрегулировать сиденье и рулевую колонку, исходя из собственных параметров роста, телосложения, массы тела и других сведений. Не смотря на минимальные элементы удобства, отсутствие пластика и полностью оголенный кузов, в кабине трактора достаточно комфортно, особенно в зимнее время года – во многом благодаря эффективной отопительной системе, которая способна поддерживать тепло в кабине даже при экстремально низких температурах. А в жаркую погоду можно открыть вентиляционные боковые форточки, которые обеспечат минимальную прохладу в салоне. Установка кондиционера в ранних версиях, увы, не предусмотрена.
- Трактор МТЗ-550 – надежный и удобный в обслуживании трактор, адаптированный к отечественным климатическим условиям. Ремонт машины не требует особых усилий, и вполне осуществим как в гаражных, так и в полевых условиях своими силами. При наличии базового набора инструментов можно устранить практически любую неисправность, и как можно быстрее приступать к дальнейшей работе. На вторичном рынке имеется большая сервисная база комплектующих для трактора МТЗ-550, а при необходимости нужную деталь можно заказать в любом специализированном магазине. При этом срок доставки детали займет минимальное время – во многом благодаря хорошим экономическим отношениям Белоруссии и России.
Фото
Видео
Цена
Средняя стоимость трактора МТЗ-550 на российском рынке составляет 250 тысяч рублей. Цена указана за поддержанный экземпляр 1985-1986 года выпуска.
Отзывы
- Константин, Липецк. МТЗ-550 – достойный трактор своего времени. Весьма компактный, но нисколько не надежный. Поломки возникают чуть ли не каждый час работы. Понятно дело, все эти неисправности можно было бы списать на возраст. Но вот незадача – эту машину в нашем хозяйстве до сих пор не спишут, так как нет финансовой возможности заменить на новую, более современную модель. Вот и приходиться довольствоваться, что называется, ведром с болтами. В данной ситуации не огорчает лишь тот факт, что машина испытывает в основном мелкие поломки – например, где-то что-то подтекает, какой-то винт открутиться, что-то отвалится и т. д. Все это легко можно устранить своими силами, и даже не потребуется специального инструмента. Все крупные узлы и агрегаты, такие как КПП, двигатель и гидросистема, работают в штатном режиме и поломками не досаждают. Машина справляется и с окучиванием, и с боронованием, с погрузкой и буксированием грузов, благо грузоподъемность вполне приличная. Максимлака на уровне 30 км/час. Была бы возможность, сразу бы заменил эту рухлядь на какой-нибудь Джон Дир или современный Кировец.
- Алексей, Ставропольский край. На этом тракторе я проработал 20 лет. Были и другие модели, но МТЗ-550 мне запомнился больше всего. Он экономичный и весьма надежный, при своевременном обслуживании конечно. Трактор наделен хорошими внедорожными способностями, которые можно успешно проверить в сельском хозяйстве, в таких операциях, как боронование, работа с плугом, культивация, вспахивание и многие другие работы. Все запчасти можно было найти на вторичном рынке – правда, не самого лучшего качества. Машину списали в 2010 году, а потом мы перешли на импортную технику. Трактор МТЗ-550 навсегда останется в моей памяти, ведь это одна из первых машин, на которой мне доводилось учиться и работать.