Т-100 – передовой трактор своего времени, пользующийся рекордным спросом в Советском союзе. Это была самая популярная гусеничная машина, с проверенной и прочной конструкцией, с выдающимися внедорожными способностями. Техника использовалась по всему Советскому союзу. Машина является глубокой модернизацией трактора С-100. Данная модель получила ряд неоспоримых достоинств, и в то время находилась в выигрышном положении даже на фоне зарубежных конкурентов. К тому же, этот трактор стоил значительно дешевле. Более того, надо признать тот факт, что Т-100 является актуальным и в нынешние дни – во многом благодаря проверенным техническим решениям, простой и ремонтопригодной конструкции, а также дешевым запчастям. Рассмотрим возможности данного трактора, а также достоинства и характеристики.
Навигация по статье
Описание и назначение
Т-100 получил поддержку любого навесного оборудования, и исходя из этого, считался весьма универсальной моделью. Машина использовалась для обработки почвы различными способами, включая окучивание, культивацию, вспахивание, боронование, рыхление, обработка целины, посев и уборка урожая. Кроме того, трактор был широко востребован и в более серьезных дисциплинах: помимо обработки земли, машина была предназначена для валки леса, а также использовалась в качестве бульдозера и решения более трудоемких задач. Самый первый экземпляр Т-100 сошел с конвейера в 1963 году. В 1968 году машина заслужила почетную награду на специальном мероприятии, посвященном самой инновационной сельскохозяйственной технике. За годы производства произведено свыше 400 тысяч единиц Т-100, что стало абсолютным рекордом. Машина получила множество модификаций, востребованность которых была продиктована рядом причин. В первую очередь это, конечно же, восстановление сельского и промышленного хозяйства в послевоенные годы.
Технические характеристики трактора Т-100
- Разработчик – Челябинский тракторный завод
- Шасси – гусеничное
- Тип трактора – общего назначения
- Тяговое усилие – 6000 кгс
- Масса трактора – 11100 кг
- Коробка передач – механическая, с пятью передними и четырьмя задними передачами
- Колея – 1880 мм
- Колесная база – 2370 мм
- Клиренс – 390 мм
- Двигатель – Д-108
- Тип двигателя – дизельный, четырехцилиндровый, четырехтактный
- Мощность – 108 лошадиных сил
- Запас крутящего момента – 10%
- Рабочий объем – 13,5 литра
- Масса мотора – 2100 кг
- Вместимость топливного бака – 235 литров
- Система запуска – электрический стартер с пусковым устройством П-23.
Устройство и эксплуатации
- Трактор получил относительно компактные габариты, что позволило использовать технику в самых труднодоступных и стесненных условиях. Сравнительно короткая колесная база и длина кузова способствовали улучшению маневренности, а также малому радиусу разворота. Длина опорной поверхности гусениц составляет 2300 мм, что позволило повысить геометрическую проходимость, и преодолевать сложные дорожные участки, включая болотистые места, 30-процентные подъемы, а также глубокие колеи и ямы. К тому же, обратим внимание на большой дорожный просвет в 331 мм. Благодаря такому клиренсу можно, не опасаясь, без труда передвигаться и рельефным преградам, включая раскисший грунт. Разработчикам удалось сделать оптимальным расстояние от нижней части шасси до дорожного полотна – это означает, что даже при прохождении глубоких препятствий еще останется запас дорожного просвета – это позволит не повредить днище и мотор, надежно защищенный мощным стальным листом. Гусеничное шасси равномерно распределяет массу трактора таким образом, что удельное давление на грунт составляет всего 0,47 кгс/кв. см. Благодаря этому трактор технически не способен провалиться или закопаться под грунт, что очень важно во время преодоления сложной и проблемной почвы.
- Трактор Т-100 оснащен дизельной силовой установкой Д-108, разработанной эксклюзивно для данной модели. Возможно, этим можно объяснить тот факт, что данный мотор идеально оптимизирован для остальных характеристик трактора Т-100. Двигатель получил компактную четырехцилиндровую конструкцию. Кроме того, отметим отличительную особенность ДВС – нераздельную КВЗ, размещенную в поршнях двигателя. В номинальном режиме мотор развивает 108 лошадиных сил. Это неплохой показатель для середины 20 века. Такая мощность достигается в тот момент, когда коленвал вращается на скорости 1070 об/мин. Мотор Д-108 имеет отличные тяговые характеристики, а также снабжен компонентами для бесперебойного и надежного запуска в холодную или жаркую погоду. В частности, речь идет об электрическом стартере, предпусковом подогревателе и воздушной системе охлаждения. Все три компонента входят в базовую комплектацию, так как являются неотъемлемой частью конструкции ДВС. Вместимость бака с топливом составляет 235 литров, что позволяет говорить о продолжительном запасе хода.
- В качестве коробки передач выступает КПП с 5 передними и 4 задними скоростями. Такое количество передач обеспечило плавность хода, исключило рывки и запаздывания при переключениях, а также снизило шумы и вибрации в трансмиссии. Коробка передач дополнена валом отбора мощности, который имеет режим работы в 1000 об/мин. Роль центральной скорости выполняла коническая передача. Кроме того, ключевым элементом конструкции данной КПП является сухое сцепление с многодисковой муфтой. Ведомые диски сопряжены с фрикционными накладками, которые управлялись посредством сервоприводов. Ходовой механизм – полужесткого типа, включающий в себя несколько гусеничных тележек с балансирующим устройством.
- Трактор получил довольно примитивную кабину, которая, независимо от той или иной модификации, жестко закреплена на раме. В конструктивном плане кабина даже мало чем выделяется на фоне той кабины, чтобы была на более древнем тракторе С-100. По сути, отличия сводились лишь к оформлению внешнего вида, а также салонного пространства. Надо признать, что по современным меркам такая кабина не отличается ни удобством, ни комфортом. Она проста и примитивна, но вполне соответствует тенденциям технического прогресса 1950-ых годов. И с этой точки зрения кабину можно признать вполне комфортабельной. В ней можно и сейчас неплохо расположиться, отрегулировав под себя рабочее место, благо у сиденья и рулевой колонки предусмотрен широкий диапазон регулировок. Простое на вид мягкое сиденье получило короткую спинку. Уже в базовом исполнении трактор Т-100 оснащался собственной системой отопления, а также принудительной вентиляцией. Однако именно из-за этих приборов в кабине было очень шумно. И все же, таким способом разработчикам удалось адаптировать кабину к экстремальным температурным условиям – как в морозную, так и в жаркую погоду. Также отметим широкую площадь остекления, способствующую лучшей обзорности. Все органы управления, переключатели и рычаги, расположены непосредственно перед водительским сиденьем. Благодаря безупречной эргономике к органам управления не надо тянуться, ведь они расположены, что называется, под рукой. Также здесь разместились приборы, показывающие расход топлива, показатели температуры и масляного давления в двигателе, а также многие другие параметры.
Модификации трактора Т-100:
- Т100 – базовая машина, без гидравлического оборудования и задней навесной системы. Вместо нее сзади установлена лебедка
- Т100БГ – специализированная версия трактора, предназначенная специально для передвижения болотистой местности
- Т-100МГС – улучшенная версия вышеуказанной машины, также используемая в болотистой местности. Но у этой машины имеется усовершенствованный вал отбора мощности, а также многофункциональная навеска, позволяющая устанавливать различное навесное оборудование. Также данный трактор оснащен гидравлическим приводом
- Т-100МГП – трактор промышленного назначения, с передним и задним навесным и гидравлическим оборудованием. В задней части расположена жесткая сцепка вместо лебедки
- Т-100МГП-1 – обычная версия Т-100 МГП, но без кабины
- Т-100МГЗГП – модификация с сервоприводами для поворота трактором. Такая компоновка позволила повысить производительность труда благодаря тому, что водитель меньше уставал
- Т-100Т – специализированный трактор для работ, связанных с укладкой трубчатых конструкций.
Хорошая ремонтопригодность и возможность обслуживания как в гаражных, так и полевых условиях – сделали трактор весьма популярным у крупных фермеров и промышленников, которые предпочитали ремонтировать машину своими силами. Машину можно эксплуатировать на протяжении длительного периода, не опасаясь при этом за капитальный ремонт крупных узлов и агрегатов, которые признаны самыми надежными.
Фото Т-100
Видео Т-100
Цена
Средняя стоимость трактора Т-100 на российском рынке составляет от 120 тысяч рублей. Цена указана за экземпляр 1970 года выпуска.
Отзывы о тракторе Т-100
- Руслан, Новосибирск. Т-100 использовался в нашем хозяйстве с 1970 по 1990 год. Через 20 лет машина и дальше могла продолжать работать, но технику списали из-за нехватки денег на обслуживание. Тогда страна была в упадке, и такой перспективный трактор был никому не нужен в Сибири. Машина запомнилась мне как мощная и… очень шумная. Шум исходил не от двигателя, а от салонного отопителя. Но это же лучше, чем ничего. Тем более, мне приходилось работать в зимнее время года – расчищать снежные сугробы, выполнять погрузочные и разгрузочные работы и т. д. Отопитель хоть и сильно шумел, но обогревал как надо. Прожорливый мотор не был требователен к качеству топлива – в него можно было залить даже самую некачественную солярку. Трактор был востребован в самых труднодоступных местах. Его можно было чинить в полевых условиях, и в то время это считалось весомым преимуществом. Но на сегодняшний день данная модель безнадежно устарела, и я бы ее вряд ли бы купил для своего хозяйства. Трактор Т-100 остался в моих теплых воспоминаниях.
- Алексей, Нижегородская область. Лучший гусеничный трактор своего времени, востребованный на бездорожье, в землеройных работах, в промышленности и транспортном хозяйстве. Благодаря встроенному отопителю в салоне тепло и уютно в холодную погоду, а в жару можно задействовать примитивную вентиляцию. Шум и вибрации в салоне для трактора Т-100 были привычным делом, и это не мешало эффективной и бесперебойной работе.