Т-150 – универсальный колесной трактор советского производства. Эта машина считалась одной из самых флагманских среди других тракторов, произведенных в СССР. Трактор широко востребован во многих сферах деятельности, включая сельское хозяйство, транспортные и промышленные работы, а также погрузочные и разгрузочные мероприятия. Техника изготовлена из высококачественных материалов, и отличается хорошей ремонтопригодностью и надежностью – впрочем, как и любая другая отечественная техника. Машина обладает рядом достоинств – во многом благодаря хорошей проходимости, а также поддержке большого количества навесных опций. В этой статье возможности трактора Т-150, а также его характеристики.
Навигация по статье
Описание и назначение
Т-150 – средний колесный трактор, наделенный высокими способностями на бездорожье. В сельском хозяйстве машина себя зарекомендовала в таких популярных операциях, как окучивание, культивация, вспахивание, боронование, рыхление, обработка междурядий, посев и уборка зерновых, овощных и бобовых культур. Кроме того, машина пользуется высоким спросом в задачах, связанных с буксированием тяжелых прицепов – это стало возможно благодаря высокой грузоподъемности и выносливости. Машина подойдет для решения задач как в государственном, так и частном секторе экономики. Трактор Т-150 актуален до сих пор, и является относительно современной машинной даже на фоне ныне выпускаемых моделей.
Технические характеристики трактора Т-150
- Разработчик – Харьковский тракторный завод
- Тип двигателя – шестицилиндровый дизель
- Мощность — 180 лошадиных сил
- Крутящий момент – 716 Н/м
- Рабочий объем – 11 литров
- Расход топлива – 232 г/л. с. в час
- Электростартер – есть
- Номинальные обороты в минуту – 2100 об/мин
- Вместимость топливного бака – 330 литров
- Габариты, мм: Длина с прицепным устройством – 5735, Высота – 3165, Ширина – 2340
- Объем колесной базы – 2860 мм
- Колея – 2860 мм
- Радиус поворота – 6500 мм
- Клиренс – 400 мм
- Масса трактора – 8,7 тонны
- Механическая коробка передач – да, с 12 передними и 4 задними передачами
- Максимальная скорость – 30 км/час.
Особенности устройства и эксплуатации
- Т-150 оснащен силовой установкой СМД-60, который использовался в первых модификациях. Данный агрегат получил жидкостное охлаждение и турбонаддув. Шестицилиндровый дизель получил V-образное расположение цилиндров. Удельное потребление горючего составило 185 г/л. с. в час. Вместе с навесным оборудованием масса двигателя составляет 1110 кг. При номинальной мощности 165 лошадиных сил мотор имеет хорошие тяговые характеристики, что позволяет работать с тяжелыми грузами, и в самых труднодоступных условиях. Для запуска силовой установки используется двухтактный бензиновый мотор П-350. По сути, это вспомогательная 13-сильная установка, которая, в свою очередь, приводится в действие с помощью электростартера. Либо стартер можно задействовать ручным способом – для этого предусмотрена веревка, накрученная на шкив. Кроме того, отметим комбинированную систему смазки с двумя уровнями очистки. Так, первый уровень предполагает очистку масла и топлива от крупных частиц, а второй уровень используется для задержки мелких частиц. Еще один конструктивный элемент – шестеренчатый насос, создающий необходимое давление масла в контуре. В качестве системы питания выступает ТНВД, а также двухступенчатая система топливной очистки и форсунки с четырехточечным впрыском. Для повышения запаса хода мотор оборудован топливным баком на 430 литров. Среди вспомогательного оборудования, которое обеспечивает бесперебойный запуск и работу двигателя на протяжении всего рабочего дня, отметим воздушную систему охлаждения, воздухоочиститель, пневматический компрессор, генератор, а также выпускной коллектор. Самые современные версии Т-150 получили форсированный 180-сильный мотор с повышенным тяговым усилием в пределах 3-6 тс.
- Трактор оснащен механической КПП с 12 передними передачами, которые имеют четыре диапазона работы – замедленный, рабочий, транспортный и задний. Крутящий момент и мощность от двигателя передаются на коробку посредством сухого фрикционного сцепления. Сама коробка передач имеет оптимизированный передаточный ряд, и включает в себя две составные части – основную и раздаточную. Обе части выполнены в отдельных корпусах, жестко соединенных между собой. Помимо того, в конструкцию КПП входят два вала – ведущий и ведомый, а переходы между скоростями осуществляются с помощью гидроподжимных муфт. Благодаря этим муфтам удалось избежать потерь мощности. Как и во многих других современных бюджетных тракторах, для переключения скоростей в машине Т-150 используется классический рычаг. Переключать скорости можно во время полной остановки машины. Для повышения безопасности в коробку встроен блокиратор, предотвращающий запуск мотора при включенной передаче.
- Коробка передач оборудована собственной гидравлической системой, которая имеет простую и неприхотливую конструкцию, состоящую из:
- шестеренчатого насоса с пропускной способностью 35 литров в час
- двух фильтров (основного и заборного)
- нагнетающей магистрали
- распределителя с клапанами
- дополнительного компонента охлаждения – радиатора
- аккумуляторной батареи
- шланга и магистралей.
Кроме того, трансмиссия получила вал отбора мощности с режимами работы 500-1000 оборотов в минуту.
Трактор Т-150 получил весьма компактные габариты, отличается короткой колесной базой, а также малым радиусом разворота. Это значительно улучшило маневренность и динамические показатели. Помимо небольших размеров, отметим другие особенности кузова – это минимальные кузовные свесы, большой дорожный просвет, высокие углы въезда и выезда, большие широкопрофильные колеса с глубоким протектором, а также прочную защиту днища и моторного отсека. Благодаря этим особенностям удалось в полной мере раскрыть потенциал трактора Т-150 на бездорожье – в том числе, раскрыть потенциал полного привода и блокировки межосевого дифференциала, которые можно подключить, если требуется преодолеть 30-процентный подъем, глубокие ямы, колеи и другие препятствия.
Кабина и комфорт
Трактор Т-150 оснащен многофункциональной кабиной, уровень комфорта в которой значительно превосходит то, что было в советских тракторах предыдущих лет выпуска. Квалифицированные советские модернизаторы сделали кабину комфортной, и адаптировали ее суровых морозных условий. Во-первых, кабина получила защитное антикоррозионное покрытие, а также шумоизоляцию салона. Безусловно, это позволило снизить вибрации и шумы, исходящие от силовой установки. Во-вторых, кабина получила автономную систему отопления и кондиционирования, чтобы комфортно было работать в любое время года. Водительское сиденье и рулевая колонка можно отрегулировать по своему усмотрению, исходя из своего роста, веса и телосложения. Что касается элементов управления, они расположены эргономично, и к ним не нужно тянуться. Так, почти все органы и переключатели расположены перед водительским сиденьем. В частности, это непосредственное рулевое колесо, переключатель ближнего и дальнего света, механизмы управления ТНВД, педали акселератора, тормоза и сцепления, рычаг КПП, рычаги переднего моста и стояночного тормоза, а также механизмы управления насосом и гидравлической системой навесного оборудования. Кроме того, на передней панели размещены контрольно-измерительные приборы – спидометр, указатель уровня топлива, показания температуры и масляного давления в двигателе. Широкая площадь остекления обеспечивает почти круговой обзор и исключает «мертвые зоны». Исходя из вышеперечисленного, надо признать, что кабина трактора Т-150 является одной из самых технологичных составных частей рассматриваемой машины.
Навесное оборудования для трактора Т-150
Трактор Т-150 можно агрегатировать со следующим навесным оборудованием:
- Лущильник дисковый
- Плуг
- Борона дисковая
- Культиватор
- Сеялка
- Каток для прикатывания
- Буксируемый комбайн
- Разбрасыватель
- Культиватор-плоскорез
- Борона игольчатая для сцепки 1-5 устройств
- Сеялка-культиватор для посева зерновых культур.
Модификации Т-150
Трактор Т-150 получил несколько модификаций, безусловно, заслуживающих отдельного рассмотрения:
- Т-155 – инженерная модификация трактора для нужд армии, для буксировки артиллерийских орудий
- Т-155К – улучшенная военная модификация для инженерных войск и перевозки артиллерии. Подходит для землеройных работ
- Т-156 – трактор, созданный по типу классического фронтального погрузчика, предназначенного погрузки и разгрузки грузов. Данная версия получила вместительный ковш объемом 1300 кубов.
- ЛТ-157 – специализированная версия для работы в лесном хозяйстве
- Т-158 – промышленный колесной трактор для выполнения технологичных и транспортных задач
- Т-150КД – трактор с бульдозерным отвалом.
Трактор Т-150 получил неоспоримые достоинства, заключенные в высокой производительности, хорошей ремонтопригодности и прочной конструкции. Машина оказалась настолько конструктивно простой, что ее можно обслуживать в полевых условиях, имея при этом необходимый инструмент.
Фото Т 150
Видео Т 150
Цена трактора Т-150
Средняя стоимость трактора Т-150 на российском рынке составляет 4 миллиона рублей. Столько стоит экземпляр в хорошем поддержанном состоянии.
Отзывы
- Владимир, Липецк. Машина в целом достойна своей цены. Трактор Т-150 в эксплуатации свыше 15 лет. Достался от первого владельца в хорошем состоянии. Это конструктивно простой колесной аппарат – как в управлении, так и в обслуживании. Машина выдает 180 лошадей, которых хватает с запасом для выполнения сельскохозяйственных, транспортных и промышленных задач. В сельском хозяйстве техника широко используется для окучивания и культивации грунта, перевозки грузов и т. д. Шумный мотор вызывает дискомфорт в салоне, который плохо звукоизолирован от внешних звуков и вибраций. Хорошо хоть, есть автономная печка, работающая зимой весьма эффективно. Раньше был и кондиционер, который спасал в жару. Три года назад кондер капитально сломался, но я ремонтировать не захотел – итак поломок хватает. Мне главное, чтобы ездил, и чтобы все навесные орудия и гидросистема были исправны. В целом, неплохой трактор за свои деньги.
- Павел, Харьков. Мощный трактор, развивающий 180 лошадей. Данная модель, насколько я знаю, проходила испытания в США, и получила много престижных наград – видимо, есть за что. В этом я убедился на своем опыте. Не смотря на минимальный комфорт в салоне, а также частые поломки ходовой части, гидравлической системы и бортовой электроники, при должном уходе данная модель работает весьма эффективно. К тому же, машину можно чинить в полевых условиях, а при необходимости можно самому доработать конструкцию, убрать заводские недочеты и т. д.