В 1975 году Чебоксарский завод запустил в производство тяжелый промышленный трактор Т-330 с возможностями бульдозера. Данная модель востребована в сельскохозяйственной деятельности, и широко используется для земляных работ. В целом, техника зарекомендовала себя во многих сферах деятельности. Безусловно, на сегодняшний день данная модель считается технически устаревшей, но по-прежнему пользуется спросом – благодаря отличной ремонтопригодности и простой конструкции. Так, рассматриваемый аппарат можно использовать в строительстве, горном деле и в суровых температурных условиях. Надо признать, что в советские годы модель Т330 имела повышенное внимание со стороны общественных деятелей, представителей СМИ и зарубежных специалистов. Интерес к машине появился еще задолго до того, как одноименный трактор стал одним из самых популярных в Советском Союзе. Безусловно, машина привлекала внимание за счет своей необычной компоновки, которая получилась весьма удачной. Трактор Т-330 успешно прошел все заводские испытания, и получил положительные отзывы пользователей. Более того, в свое время советский трактор считали даже более выгодным приобретением, и даже сравнивали его с более дорогими гусеничными моделями Caterpillar и Komatsu. В этой статье представлены главные особенности модели Т-330, а также ее стоимость.
Навигация по статье
Технические характеристики
- Параметры ДВС: дизель, мощностью 250 кВт
- Рабочий объем мотора – 22,6 литра
- Число цилиндров – 8
- Расход топлива – 230 г/кВт
- Масса бульдозера – 2600 кг
- Производительность гидросистемы – 430 литров в минуту
- Гидроцилиндры, шт – 4 (по 2 для бульдозерного отвала и рыхлительноно насоса)
- Габариты, м: Длина – 9,33; Ширина – 4,76, Высота – 4,23
- Максимальная скорость на 3-й передаче – 10,8 км/час
- Масса агрегата – 54 тонны
- Давление гусениц на грунт – 1,1 кгс/кв. см.
Особенности устройства и эксплуатации
- Т-330 – высокопроизводительный трактор с двигателем рабочим объемом 22,6 литра. Такой «литраж» указывает на высокие тяговые характеристики мотора, как и подобает настоящему бульдозеру. Силовой агрегат образца 1970-ых годов развивает порядка 330 лошадиных сил, что является приемлемым показателем на сегодняшний день. Двигатель адаптирован к климатическим зонам с температурами от минус 50 до плюс 50 градусов. Мотор потребляет в среднем 230 г на 1 кВт в час, что является абсолютной нормой для трактора такого класса. Большой запас хода обеспечивается благодаря 670-литровому топливному баку. Двигатель в полной мере раскрывает потенциал рабочих органов трактора, он почти не перегревается, когда работает на пределе своих возможностей, и это очень важно для длительного срока службы. Четырехтактный восьмицилиндровый мотор имеет воздушное охлаждение, которое эффективно противостоит высоким забортным температурам.
- Двигатель агрегатирован с гидромеханической КПП, которая поддерживает максимальную мощность ДВС, и тем самым обеспечивает ровный и быстрый разгон до максимальной скорости. Коробка передач работает достаточно четко и предсказуемо – во многом благодаря оптимально подобранным передаточным числам. Удобство работать в стесненных условиях не является проблемой для трактора Т-330 за счет того, что КПП обеспечивает независимый привод на гусеницы, и при этом есть возможность реверсирования. Также в наличии у аппарата имеется гидротрансформатор, созданный по образу и подобию схожего устройства, которое используется в тепловозе ТГМ1.
- Бульдозерный аппарат Т-330 получил «плавающие» тормозные механизмы, дополненные гидравликой. Ходовая система – полужесткого типа, представлена в виде двух гусеничных тележек. Для повышения плавности хода используется торсионная балка катков, которая также способна снижать динамические нагрузки.
- Трактор имеет двухместную компоновку. Кабина достаточно просторная, и имеет дополнительную звукоизоляцию. Также салон хорошо теплоизолирован, что очень важно при работе в холодное время года. Для смягчения ударов, а также уменьшения вибраций и шумов, кабина подрессорена на раме с помощью резиновых амортизаторов, которые создают амортизационный эффект. В базовый комплект поставки входит вентилятор с функцией охлаждения и обогрева салона. Операторское и пассажирское сиденья можно настраивать по углу наклона, высоте, а также контролировать степень нагрузки. Примечательно, что инженеры разработали уникальную для 1970-ых конструкцию стекол. Так, особенностью окон является двойное остекление, которое повышает аэродинамический комфорт и защищено от обледенения. Это является одним из элементов адаптации к суровым климатическим условиям. Обратим внимание на удачное расположение педалей и рычагов управления, к которым не нужно тянуться. Выверенная и продуманная эргономика сказалось на удобстве управления, и это не смотря на то, что трактор получился тяжелым и массивным. Для управления машиной не требуется больших усилий. Более того, надо отметить тот факт, что по уровню комфорта и эргономике трактор Т-330 можно сравнить даже с легковыми машинами. Для работы в темное время суток трактор оборудован дополнительными задними и фронтальными фонарями. В целом, компоновка кабины имела огромный потенциал для дальнейших усовершенствований.
- Машина оборудована внедорожным гусеничным шасси, которое признано более долговечным по сравнению с обычными резиновыми колесами. Прочные гусеницы не склонны к истиранию, их трудно деформировать и невозможно проколоть (в отличие от шин). В результате трактор без особых проблем преодолевает сложные препятствия, и способен развернуться почти на одном месте.
Фото
Видео
Цена
Средняя стоимость трактора Т-330 на российском поддержанном рынке составляет 3,5 миллиона рублей. Цена указана за максимально укомплектованный экземпляр в идеальном состоянии.
Отзывы
- Борис, Тверская область. Машина получилась довольно компактной для своего класса, и по меркам своего времени выглядела вполне добротно. Модель Т-330 и сейчас эксплуатируется в нашем хозяйстве, и демонстрирует неплохие результаты в операциях, связанных с обработкой почвы. Трактор справляется с любыми бульдозерными работами, но делает это очень медленно. Иногда захлебывается в раскисшем грунте, и глубоком снегу – мощности многолитрового дизеля, увы, уже не хватает. Время от времени возникает масса поломок. Пожалуй, машина уже свое отжила.
- Александр, Ставропольский край. Я в свое время часто работал на этом бульдозере. Это зверь-машина, с двигателем мощностью более 300 лошадей. Классные тяговые характеристики, беспрецедентная проходимость и неплохая управляемость, не смотря на солидные габариты и массу машины. Помню, как мне быстро удавалось настроить под себя водительское сиденье и рулевую колонку. В кабине действительно просторно, и радовала эргономика расположения приборов. Рычаги и переключатели находятся под рукой, и ни к чему не надо тянуться. Но расход топлива был гигантским, и даже не хватало большого топливного бака. С точки зрения запаса хода модель Т-330 однозначно был хуже иностранных конкурентов. К тому же, трактор часто досаждал поломками. Приходилось ремонтировать прямо в полевых условиях, благо это позволяла отличная ремонтопригодность машины.
- Дмитрий, Ярославль. О тракторе Т-330 у меня и моих бывших коллег по работе только положительные впечатления. Машина справлялась со всеми функциями бульдозера, и имела запредельную производительность по меркам того времени. Вспоминаю, как по Первому каналу часто крутили новость о том, что Т-330 по итогам испытаний оказался лучше своего ближайшего японского конкурента от Komatsu. Техника приспособлена для землеройных работ, включая междурядную обработку почвы, а также перевозку тяжелых грузов.
- Павел, Краснодарский край. Данная модель обладает большим потенциалом и возможностями для работы в холодное и жаркое время года. Для этого техника оснащена не хуже ближайших конкурентов, схожих по цене. Многие сравнивают Т-330 с японскими машинами типа Комцацу, но российская разработка является полностью оригинальной. Техника адаптирована к различным тяжелым операциям в сельском хозяйстве, будь то окучивание или междурядная обработка, вспахивание, погрузка и транспортировка тяжелой грузовой тары и т. д. Возможности машины можно опробовать в строительной области – например, использовать данный трактор для возведения зданий и сооружений, либо подключить специальное оборудование, чтобы разрушить это здание, подлежащее сносу. Благодаря тем или иным опциям трактор Т-330 способен заменить любой специализированный агрегат, и с этой точки зрения он является универсальной машиной.