Т-70 – советская разработка молдавских инженеров. Данная модель быстро завоевала популярность в сельском хозяйстве, в землеройных работах, на бездорожье и т. д. Техника считалась поистине народной, и на фоне высокого спроса этой машине по праву присвоили большое количество прозвищ: «Молдаван», «Ресторан», «Кидай-голова», «Скворечник» и другие имена. Но, безусловно, самым логичным из этих прозвищ является «Молдаван». Трактор изготовлен и выпускался в Молдавии, но при этом был распространен на всей территории СССР. Не смотря на большую и высокую кабину, данный трактор считался одной из самых устойчивых машин своего времени. Надо признать, что перед нами весьма интересная машина, которая без проблем справляется функциями универсально-пропашного трактора, предназначенного для возделывания свеклы. Вместе с тем, универсальность этого трактора заключается в его способности справляться и с другими задачами – например, с междурядной обработкой разнообразных культур. Рассматриваемая модель успешно приняла участие в многочисленных испытаниях. Так, в конце 1970-ых в ходе одной из полярных экспедиций этот трактор получил положительные отзывы фермеров и агрономов. Производство легендарной машины началось в 1974 году, и продолжалось вплоть до 2008 года.
Навигация по статье
Технические характеристики
- Размеры, мм: Длина – 3330, Ширина – 1650, Высота – 2970
- Колесная база – 1895 мм
- Колея – 1350 мм
- Дорожный просвет – 460 мм
- Общая масса – 4000 кг
- Давление на грунт – 0,7 кгс/кв. см.
- Тяговое усилие в номинальном режиме – 2000 кгс
- Коробка передач – механическая
- Число передних передач – 8
- Число задних передач – 2
- Шасси – гусеничное
- Мощность ДВС – 78 лошадиных сил
- Цилиндры, шт. – 4
- Потребление топлива – 190 г на 1 кВт в час
- Крутящий момент – 12 Н/м
- Скорость при движении передним ходом – 11 км/час
- Скорость при движении задним ходом – 5 км/час.
Особенности устройства и эксплуатации
- Машина оснащена силовой установкой Д-241, которая предоставлена Минским тракторным заводом. При этом надо признать, что у трактора есть и другие белорусские комплектующие, из-за которых рассматриваемая модель еще имеет прозвище «Белорус на гусеницах». Итак, мотор имеет рядную четырехцилиндровую компоновку с жидкостным охлаждением и четырьмя тактами. Повысить технологичность мотора удалось за счет внедрения впрыска топлива, который работает по методу распыла в цилиндр. Производительность агрегата – на уровне 72 лошадиных сил. Номинальные обороты в минуту составляют 2100 об/мин. С такими характеристиками двигатель обладает неплохими показателями экономичности – потребление горючего достигает не более 190 г/л. с. в час. Рабочий объем мотора – 4,7 литра, чего достаточно для получения высокого крутящего момента. Запуск двигателя осуществляется с помощью электростартера, что является одним из главных достоинств данного ДВС. Ведь благодаря этому мотор отлично пускается даже в холодную погоду.
- Трансмиссия – механического типа, с восемью передними и двумя задними передачами. У начального вала КПП предусмотрена зубчатая муфта, которая соединяет его (вал) с трансмиссией. Чтобы упростить управление муфтой, разработчики установили гидроусилитель и специальный рычаг для приведения в действие муфты. Обратим внимание, что передачи можно включать в процессе движения, но для этого пришлось усложнить конструкцию (шестерни в коробке расположены в постоянном зацеплении). Специальные муфты имеют синхронизаторы, чтобы поддерживать безударную смену передач.
- Ходовая часть рассматриваемого трактора представлена гусеничной тележкой, а также поддерживающими роликами. Помимо этого, конструкция дополнена ведущими передними и задними направляющими колесами, а также гусеничными траками. Что касается тележки, она из прямоугольных лонжеронов, к которым закреплены опорные катки. В такой конструкции направляющую функцию выполняют передние колеса.
Подвеска, в свою очередь, усилена передними и задними трубами, а также упругими элементами, рычагами и шарнирами. Кстати, под упругими элементами подразумеваются круглые торсионы.
Чтобы обеспечить эффективность и бесперебойность при междурядной обработке почвы, можно установить 200-миллиметровые гусеницы, которые являются более узкими, нежели стандартные гусеницы с шириной 300 мм. Безусловно, есть возможность тормозить как при движении передним, так и задним ходом. Муфты поворотного механизма настраиваются рычагами из кабины. Данный механизм имеет специальные усилители. Но, как показывает практика, пользователю все равно приходится прикладывать немалые физические усилия, чтобы передвинуть рычаг. - Примечательно, что кабина трактора Т-70 является полностью закрытой, изготовленной из цельнометаллического сплава, усиленного методом точечной сварки. Кузов достаточно прочный даже по нынешним меркам бюджетных тракторов. Более того, отметим просторное салонное пространство, в котором поместятся водитель и пассажир. Впереди (со стороны водителя) есть специальные рычаги, обеспечивающие регулировку рабочего места исходя из роста и массы тела тракториста. Для повышения комфорта и уюта в салоне предусмотрены подогрев и вентиляция, а солнцезащитные козырьки предотвращают попадание солнечных лучей в кабину. Из мелочей отметим различные крючки и бардачки для одежды и документов, а также специальное крепление для термоса.
- Навесное оборудование можно устанавливать с помощью классической трехточечной системы навески. Как показывает практика, при необходимости навесное устройство можно самостоятельно переоборудовать таким образом, чтобы подсоединить бульдозерный отвал. Гидравлическая система – раздельно-агрегатная, состоит из гидравлического насоса, системы гидрораспределения, расходного бака, гидропривода и силовых цилиндров.
Универсальная трехточечная навеска позволяет работать с любым прицепным оборудованием, а также гидрофицированными опциями. Помимо этого, можно использовать оборудование, которое имеет привод, работающий от коробки ВОМ (вал отбора мощности). - Модель Т-70 имела несколько модификаций, которые были схожи по конструкции, но в то же время, были адаптированы под определенную культуру. Появление специализированных версий значительно повысило спрос на машину – благодаря более низкой стоимости по сравнению с универсальным (оригинальным) трактором Т-70. Например, модификация Т-70С получила упрощенную конструкцию и одноместную кабину. Гидрораспределитель в этой машине расположен в задней части кабины. Кроме того, высокий спрос имел трактор Т-70В-Х, предназначенный для работы на виноградниках. С помощью этой машины возделывали хмель. Особенность данной версии – переработанная конструкция гидравлической системы.
Фото
Видео
Цена
Средняя стоимость трактора Т-70 на российском рынке составляет 300 тысяч рублей. Конечная цена зависит от технического состояния машины, а также года выпуска.
Отзывы
- Антон, Калининград. С этим трактором приходилось иметь дело на протяжении 10 лет. Машина в целом достойная, но не лишена серьезных недостатков. Отмечу слабую подвеску, которая довольно прочная, но очень жесткая. Из-за этого были проблемы с комфортом. Коробка передач и двигатель – пожалуй, самые надежные компоненты трактора. Завод выпускал машину с заблокированной 9-й передачей, которую можно было разблокировать даже в кустарных условиях. Благодаря этому значительно улучшается динамика, но снижается ресурс ходовой части – это уже проверено многими народными умельцами, в том числе и мной. Исходя из этого, могу дать совет тем, кто соберется покупать такую модель – короче говоря, с разблокированной 9-й передачей лучше не покупать.
- Алексей, Свердловск. Достойная машина для своего времени. У меня свое хозяйство, в котором трактор работает до сих пор (в середине 1990-ых его списали из колхоза, и я его забрал по-тихому). Трактор успешно утюжит мой подсолнечник – боронит и сеет его очень быстро и эффективно. Быстро изнашиваются гусеницы, но это не проблема – в случае ремонта особых финансовых затрат не предвидеться. В целом, главным недостатком данного трактора я считаю ходовую часть, которая не поражает выносливостью.
- Кирилл, Ленинградская область. Т-70 – настоящий проходимец. Он компактный и маневренный, способен работать на междурядье. Машина часто используется в качестве бульдозера, и в данном случае выигрывает даже у МТЗ. Ко мне машина попала от нескольких предыдущих владельцев, причем за небольшие деньги. Покупать никому не советую, поскольку проблем с надежностью хватает.