Т-40 АМ – советский трактор легкого класса, разработанный специально для сельскохозяйственных нужд. Машина предназначена для людей рабочих профессий, которые в СССР считались самыми престижными. Машина дебютировала в 1961 году и, по сути, стала основоположником целого модельного семейства легких тракторов, которые выпускались последующие годы сотрудниками Липецкого тракторного завода. При создании данной модели советские инженеры получили колоссальный опыт. В тракторе использованы передовые технологии того времени. Благодаря этому машина оставалась востребованной на протяжении десятилетий, вплоть до 1995 года. Более того, модель Т-40 АМ до сих пор работает в сельском хозяйстве, и пользуется устойчивым спросом на поддержанном рынке. Для своего времени это был отличный трактор с простой конструкцией и хорошими грузовыми возможностями. Рассмотрим достоинства и характеристики данной модели.
Навигация по статье
Описание и назначение
Т-40 успешно прошел заводские испытания в 1970 году, а также становился лауреатом престижных наград на европейских выставках, проходивших с 1966 по 1970 годы на территории Германии. Машина приспособлена для любых сельскохозяйственных работ, включая окучивание грунта, вспахивание, боронование и рыхление почвы, а также культивация, посев и уборка зерновых и овощных культур, а также обработка твердых зеленных земель буксирование, погрузка и разгрузка прицепов. Помимо того, техника была востребована в коммунальном хозяйстве, а также использовалась на строительных площадках. Машина уверенно справляется с дорожно-монтажными работами, уборкой территорий от мусора и снега. Трактор способен осуществлять широкий спектр задач благодаря поддержке разнообразных навесных орудий, в том числе и широкозахватного оборудования.
Краткие характеристики трактора Т 40 АМ
- Тип двигателя – дизельный Д-144
- Мощность – 50 лошадиных сил
- Максимальная скорость – 27 км/час
- Коробка передач – механическая, с 7 передними и 7 задними передачами
- Тяговый класс – 0,9 т. с.
- Размеры трактора, мм: Длина – 3660, Ширина – 1620, Высота – 2100
- Дорожный просвет – 500 мм
- Параметры колеи – 1200-1800 мм.
Особенности устройства и эксплуатации техники
- Машина получила моторную гамму, состоящую из двух силовых установок, разработанных владимирским тракторным заводом. Так, речь идет о дизельном моторе Д-37 мощностью 37 сил, который входит в базовую комплектацию. Усовершенствованная версия Т-40АМ получила 50-сильный агрегат Д-144. Обратим внимание, что оба мотора имеют четырехтактную четырехцилиндровую компоновку с воздушным охлаждением и рядным расположением цилиндров. Кстати, цилиндры имеют радиаторные ребра, чтобы лучше отводить тепло. Блок-стартер отсутствует, что позволило упростить конструкцию и повысить ремонтопригодность. Кроме того, важным элементом конструкции мотора является масляный радиатор, который служил дополнением к основному воздушному охлаждению, которого в жаркую погоду было недостаточно. Зимой радиатор отключали за ненадобностью, а летом снова включали. Контроль за температурой осуществляется с помощью приборного датчика.
- Трактор Т-40 АМ получил примитивную коробку передач с 7 передними и 7 задними скоростями. Наличие реверса улучшило маневренность и уменьшило радиус разворота. Отличительная черта трансмиссии того времени – поперечное расположение валов. Благодаря этому конструкцию удалось сделать короче, и скомпоновать все элементы КПП в едином корпусе, вместе с механизмами заднего моста. Безусловно, это благоприятно сказалось на компактных габаритах трактора. В верхней части коробки передач расположены рычаги и переключатели, отвечающие за управление передачами, дифференциалом и реверсом. На задней стенке КПП размещены рычаги навесного устройства, а также вал отбора мощности.
- Т-40 АМ – классический полноприводный трактор, у которого в качестве опоры выступают передний и задний мосты, однако передний является поворотным, и соединен с рулевой колонкой – это стандартная автомобильная схема. Главным преимуществом являются, конечно же, задние и передние колеса, которые преобразуют крутящий момент, которые переходит от двигателя через коробку передач. Для повышения устойчивости колеса можно оснастить дополнительными грузами. Это позволит увеличить сцепные свойства и массу трактора – например, во время работы с тяжелыми грузами или рыхлением слишком твердой почвы. У каждой из шин давление должно составлять в пределах 0,14 Мпа, в зависимости от типа выполняемых задач. Как вариант, колеса можно установить «наизнанку», и тем самым расширить колею, что очень удобно в процессе работы на крутых склонах. Колею можно регулировать в пределах 1200-1800 мм. Максимальный дорожный просвет составляет 650 мм.
- Т-40 АМ имеет относительно инновационное по меркам 1960-ых рулевое управление с гидроусилителем. Сигнал от колес на рулевую колонку передается с помощью карданного вала, в то время как ГУР посылает усилие так называемым сошкам, обеспечивая при этом нужное усилие на руле при повороте в левую или правую сторону.
- Трактор Т-40 АМ получил одноместную кабину закрытого типа. Кузовные панели соединены между собой методом точечной сварки. Трубчатый каркас призван защитить водителя в случае опрокидывания трактора. Неплохую обзорность обеспечивает широкая площадь остекления. При выпадении осадков можно воспользоваться стеклоочистителем лобового стекла. С целью удешевления конструкции крыша кабины изготовлена из дерева и обшита материалом под кожу. В правой части установлен осветительный плафон. Кроме того, кабина оборудована вентилятором и специальным креплением для термоса. Что касается органов управления, они имеют классическое расположение, и размещены перед трактористом. Например, переключатели реверса, выбора передач и включения вала отбора мощности – находятся под рулевой колонкой. В правой части рулевой колонки расположен рычаг гидравлической системы. Педали газа и тормоза расположены эргономично. Тормоза – раздельного типа, соединенные планкой. В панель приборов с левой стороны вмонтированы датчики контроля за давлением и температурой масла, а также оставшимся зарядом аккумуляторной батареи и давлением воздуха. В целом, все находится под рукой.
- Грузоподъемность задней навески превышает 600 кг, что является нормой для такого класса машин. Для прочности задней навески ее конструкция усилена шарнирным механизмом с двумя продольными тягами, а также гидроцилиндром. По сути, гидроцилиндр приводит в действие прицепное оборудование, которое можно подымать и опускать. Положение навески настраивается с помощью раскосов и центральной тяги. При необходимости грузоподъемность можно повысить до 800 кг. В качестве опции предусмотрена установка широкозахватных орудий для повышения скорости выполнения работ.
- Трактор Т-40 получил следующие модификации:
- Т-40А – данная версия конструктивно идентична базовому трактору, и отличается полноприводной компоновкой.
- Т-40АН – полноприводный трактор с уменьшенным клиренсом. Такая версия предназначена работы на крутых склонах
- Т-50А – трактор с навесным погрузчиком, предназначенный для эксплуатации в промышленности
- Т-40АМ – полноприводный трактор с более мощным 50-сильным мотором. В остальном данная модификация конструктивно идентична базовой версии.
Простота эксплуатации и отсутствие сложных технических инноваций сделали трактор Т-40 АМ очень популярным и востребованным во многих отраслях – как в сельском хозяйстве, так и промышленности.
Фото трактора Т 40 АМ
Видео Т 40 АМ
Цена Т 40 АМ
Средняя стоимость трактора Т-40 АМ на российском рынке составляет 230 тысяч рублей за модель 1986-1987 года выпуска.
Отзывы
- Руслан, Ленинградская область. Т-40 АМ – простой полноприводный трактор, который в моих руках уже более 30 лет. Машина однозначно лучше базовой модели Т-40, у которой привод только на задние колеса. Трактор понравился мне в первую очередь тем, что его легко ремонтировать, а все запчасти можно найти на вторичном рынке. Люди выкладывают много объявлений, и в этом плане жить намного проще. Поломки случаются каждый день, но при правильном уходе трактор не будет досаждать неполадками – ну или, по крайней мере, только в конце рабочего дня. Систему вентиляции я доработал самостоятельно – установил более мощный масляный радиатор, и закрепил его с правой стороны двигателя. А вентилятор охлаждения поменян на иномарочный – он более надежный. Чтобы упростить доступ к двигателю, радиатор сделан откидным. А отопление в салоне у меня работает от масляного радиатора.
- Михаил, Краснодар. Мощный и функциональный трактор легкого класса, который активно используется в нашем хозяйстве. Машина хорошо справляется с бездорожьем, и ее можно оснастить погрузчиком, что значительно расширяет грузовые возможности. В салоне Т-40 АМ нет никакого комфорта, везде шумы и вибрации. Сиденье словно табуретка – жесткое, постоянно скрипит и трещит. Это машина чисто для работы, без каких-либо наворотов. Зимой возникают проблемы с запуском, так как моторе нет предпускового подогревателя. Летом очень жарко, а зимой холодно в кабине. Но так было поначалу, пока я не установил автономные отопитель и вентилятор. Вообще этот трактор можно легко переоборудовать под себя и устранить заводские
недочеты. В этом плане он мне нравится больше, чем иномарки. Он уже работает столько лет, а капремонт мотора ему ни разу не понадобился. - Антон, Липецк. Машина для бедных хозяйственников. Вот и я решил сэкономить, и пожалел. Я не говорю про комфорт и удобство, которого в этом тракторе нет и никогда не было – это все понятно. Речь о другом – машина неспособна нормально обрабатывать грунт. В крайнем случае, приходиться устанавливать грунтозацепы и металлические утяжелители, чтобы как-то утяжелить трактор. Все беда машины – в ее легкости. Хорошо хоть, что машина легко поддается ремонту, и нетребовательна к качеству топлива. И все же, я собираюсь продать данный трактор, и взять поддержанную иномарку.