Т800 – гусеничное тракторное шасси тяжелого класса, представляет собой бульдозерно-рыхлительный агрегат, разработанный инженерами Челябинского тракторного завода в начале 1980-ых годов. Данная модель имеет более современное название – Т-75.01, и считается одним из самых крупных тракторов своего времени, произведенных на территории Европы. Надо признать тот факт, что Т800 заслуженно находится в книге рекордов Гиннеса, и в данном случае он позиционируется как наиболее производительный в мире трактор. Машина относится к ранее невиданной тяговой категории «75», и поставляется с рыхлительными и бульдозерными навесными опциями.
Навигация по статье
Назначение
Трактор Т-800 – полноразмерный бульдозер с повышенной грузоподъемностью. Техника приспособлена для землеройных мероприятий, а также широко используется в горно-руной промышленности, мелиоративной и дорожно-строительной деятельности. Помимо этого, возможности этой мощной модели по достоинству оценены в операциях, связанных с обработкой скальной и замерзшей почвы. Так, в данном случае машину можно использовать для добычи полезных ископаемых в различных климатических зонах. Модель превосходно адаптирована к низким температурам, и это позволяет ей бесперебойно работать в северных регионах России.
Появление данного трактора связывают с возросшими потребностями Советского союза в сельском хозяйстве. Чтобы обеспечить стремительное развитие одной из главных и стратегически важных для СССР отраслей, понадобился трактор сверхтяжелого класса, который был бы способен функционировать в горном деле и строительстве, перевозить тяжелые бетонные объекты, обрабатывать за один раз большие объемы площадей и т. д.
Технические характеристики
- Габариты трактора, мм: Длина – 7945, Ширина – 4185, Высота – 4775
- Длина с бульдозерным оборудованием – 12 400 мм
- Ширина с бульдозерным оборудованием – 6 000 мм
- Высота с бульдозерным оборудованием – 4775 мм
- Объем колесной базы – 6220 мм
- Объем колеи – 2880 мм
- Масса с бульдозерным оборудованием – 106 тонн, из которых 29,5 тонн – масса оборудования
- Эксплуатационная масса – 76 тонн
- Сила тяги – 140 тонн (максимальная)
- Скорость – 10.6 км/час (максимальная)
- Параметры гусениц: ширина башмака – 700 мм; шаг – 290 мм
- Башмаки на одной гусенице, шт – 47
- Высота грунтозацепа – 100 мм
- Давление на грунт — 0,0914 Мпа (без оборудования)
- Давление на грунт с рыхлительным оборудованием – 0,158 Мпа
- Двигатель – дизельный
- Рабочий объем – 43 литра
- Мощность – 820 лошадиных сил
- Ход поршня – 210 мм
- Диаметр цилиндра – 210 мм
- Частота вращения – 1500 об/мин
- Топливный бак, объем, л – 2050 литров
- Потребление горючего – 230 г/кВт в час.
Особенности устройства и эксплуатации
- За производительность отвечает четырехтактный мотор с жидкостным охлаждением. Двигатель с заводским индексом 6ДМ-21Т развивает более 800 лошадиных сил. Для создания мотора потребовались усилия опытных конструкторов Турбомоторного завода, расположенного в Екатеринбурге. Стоит отметить, что аналогичная силовая установка используется в первых образцах легендарного грузовика «БелАЗ». Среди особенностей двигателя отметим комбинированную систему смазки, а также сухой картер. Максимальная скорость при движении вперед составляет 10 км/час, а при движении назад – 14 км/час. Шестицилиндровый мотор обладает отличными тяговыми характеристиками благодаря рабочему объему цилиндров в 43 литра. Мотор оснащен жидкостным охлаждением и системой подогрева основных узлов, и за счет этого он хорошо адаптирован к работе в условиях низких и высоких забортных температур.
- Силовой агрегат работает с гидромеханической коробкой передач, элементами которой является карданная передача, трехвальная коробка передач и конический редуктор. Также в конструкцию КПП входят трехколесной одноступенчатый гидротрансформатор. В активе коробке передач всего четыре передние передачи, а также две задние скорости. Примечателен тот факт, что фрикционы, сцепление КПП и остановочные тормоза функционируют в масляной ванне. Благодаря этому данные компоненты не надо регулировать.
- Поворот трактора выполняется с помощью двухрычажной схемы, расположенной на панели управления в кабине оператора. Обратим внимание, что при работающей силовой установке необходимом нажать на педаль остановочного тормоза, чтобы активировать педаль акселератора и начать движение. При экстренной остановке мотора, а также в случае критических неполадок, предусмотрена система автоматического торможения. Кроме того, трактор получил упругую ходовую часть, усиленную подрессоренными опорными катками. Такая подвеска обеспечивает курсовую устойчивость при движении по бездорожью. Гусеницы имеют собственную систему смазки, благодаря чему удалось увеличить срок службы данного компонента.
- Гидросистема Т-800 представляет собой раздельно-агрегатную двухкаскадную конструкцию с шестеренчатыми насосами. Для подсоединения бульдозерных и рыхлительных приспособлений Т-800 оснащен раздельными регуляторами-селекторами. В целом, гидросистема рассчитана на максимальную грузоподъемность трактора, и работает без каких-либо перегревов. Ее потенциала достаточно, чтобы переместить грузовую тару массой в несколько десятков тонн.
- Оформление салонного пространства скомпоновано таким образом, чтобы внутри кабины поместились водитель и пассажир. Кабина изготовлена из цельнометаллического сплава. Панели соединены методом точечной сварки, и надежно звукоизолированы от посторонних внешних шумов и вибраций. В результате удалось обеспечить комфорт в кабине на высоком уровне. Согласно официальным заводским данным, общая вместимость кабины составляет 3 кубических метра. Остов и основная конструкция кабины разделены резиновыми амортизаторами, которые призваны смягчить удары и тем самым повысить комфорт при прохождении рельефных препятствий. Безусловно, в кабине присутствует защитное ограждение, смонтированное на опорных стойках. Жесткий каркас безопасности защищает оператора в случае опрокидывания, и предотвратит деформацию кузова. Высокая посадка на водительском сиденье обеспечивает хорошую видимость, в том числе и за счет широкой площади остекления.
- Гусеничное шасси трактора ЧТЗ Т800 обладает высокими способностями на бездорожье. Так, можно преодолевать глубокие броды и колеи, а также передвигаться по раскисшим грунтовым участкам. Гусеницы имеют большой внедорожный потенциал — в первую очередь благодаря своим габаритам. Они достаточно прочные, надежные и рассчитаны на многочасовую эксплуатацию без перерыва.
Фото
Видео
Отзывы
- Александр, Санкт-Петербург. Это один из самых гигантских тракторов, на которых мне доводилось работать в 1980-ых годах. Машину быстро сняли с производства из-за ее сложного технического обслуживания, низкой надежности и неповоротливости. Но при этом трактор Т-800 имел неоспоримое преимущество на фоне более дорогих конкурентов, которые ему в подметки не годились. Речь идет о максимальной силе тяги в 140 тонн, а в номинальном режиме сила тяги составляет 75 тонн. Машина была относительно небольшой по длине – в пределах 5 метров, а параметры колеи составляют 2880 мм в длину. Высокая посадка в кабине даже не требовала каких-либо дополнительных регулировок – сидеть было удобно и комфортно. Бульдозер конечно огромный, и рассчитан на большое количество землеройных операций, ближайший конкурент Комацу 455 – тоже зверина еще тот. В кабину можно входить в полный рост (у меня 172 см). 30-литровый двигатель мощностью 800 лошадиных сил назойливо звучал и вибрировал. Вибрации ощущались и на рулевой колонке, на передней панели, на сиденье и т. д. К сожалению, по надежности эта машина заметно уступала импортным машинам. Поэтому ее почти не выпускали.
- Игорь, Саратов. Т-800 – мощный тракторный агрегат, на котором я работал несколько раз – в ходе проведения испытаний, а также в рамках презентации возможностей машины в первой половине 1980-ых годов. Техника впечатлила меня своими габаритами. Этот царь колокол даже больше, чем Комацу 455. Его масса составляет 106 тонн, а мощность превышает 820 лошадиных сил, в то время как у 455-сильного японца под капотом всего 620 сил. «Челябинец» Т-800 активно использовался для разработки и поиска месторождений ископаемых, в карьерных условиях. Аппарат оснащен огромным передним отвалом, а также задним экскаваторным орудием. Гусеничное шасси позволяло преодолевать любые внедорожные участки, и для модели Т-800 не было никаких преград. По отзывам моих коллег, машина потребляла много топлива и часто ломалась, и ни одного дня не обходилась без серьезного ремонта. Особенно капризной была ходовая часть, гусеницы.