Т-130 – гусеничная машина для промышленных и сельскохозяйственных работа. Трактор пользовался повышенным спросом во времена СССР. Техника получила большое количество положительных отзывов от потенциальных пользователей, и востребована до сих пор. Трактор поступил в производство в 1969 году, которое продолжалось до 1988 года. За это время машина доказала свою востребованность, производительность и выносливость. Модель Т-130 относится к тяговой категории 6. Благодаря отличным тяговым характеристикам данная машина повсеместно использовалась на территории всего постсоветского пространства. За время производства выпущено свыше 240 тысяч тракторов Т-130, что является очередным доказательством того, насколько машина была популярной и актуальной. Это чрезвычайно универсальный трактор с широким набором достоинств и возможностей, представленных в этой статье.
Навигация по статье
Описание и назначение Т-130
Т-130 представляет собой компактный гусеничный трактор, который можно агрегатировать различным навесным оборудованием, включая бульдозерный отвал или тяговые лебедки. Рассматриваемая модель стала основой для производства различных спецприспособлений, среди которых можно отметить трубоукладчики, сваебои, траншейные экскаваторы, рыхлители, корчеватели, болотоходы, лесозаготовщики, кабелеукладчики и многие другие виды спецоборудования. Как видим, трактор Т-130 обладает поистине универсальными возможностями. Исходя из этого неудивительно, почему данная машина эксплуатируется до сих пор. Стоит отметить тот факт, что Т-130 является идеологическим преемником легендарного трактора Т-100М, который выпускался с 1963 по 1983 годы. Всего было произведено более 400 тысяч экземпляров. Хоть модель Т-130 не побила рекорд своего предшественника, но все равно считается удачной моделью, за счет своей более высоким технологичным решениям.
Технические характеристики трактора Т-130
- Тяговая категория – 6 тс
- Размеры трактора, мм: Длина – 5200, Ширина – 2480, Высота – 3085
- Объем колесной базы – 2480
- Размеры колеи – 1880 мм
- Клиренс – 415 мм
- Давление на грунт – 0,05 Мпа
- Двигатели – Д-130 и Д-160, четырехтактные дизельные, с турбонаддувом, многотопливные
- Средний расход топлива – 244,3 г/кВт в час.
- Топливо – дизельное
- Емкость топливного бака – 290 литров
- Емкость системы охлаждения – 60 литров.
Особенности устройства и эксплуатации
- Машина оснащается моторной гаммой, которая включает в себя две силовые установки Д-130 и Д-160, зарекомендовавшие себя как неприхотливые и надежные. Среди ключевых достоинств этих моторов, помимо надежности, можно отметить их всеядность к любому топливу, включая керосин или газовый конденсат. За свою многолетнюю эксплуатацию оба мотора показали себя с лучшей стороны, а благодаря их высокой выносливости разработчик успешно провел заводские испытания в пустыне Каракум и за Полярным кругом. В тестовых испытаниях трактор активно трудился в нефтегазовой отрасли, поражая всех своей прочностью.
Безусловно, возникали и неполадки. Например, у первых тестовых экземпляров возникали проблемы с пуском мотора во время испытаний на крайнем Севере. В связи с этим все моторы получили предпусковые подогреватели, а также электрический стартер. Эти компоненты существенно подняли выносливость моторов, которые стали запускаться и функционировать более уверенно, и без перебоев в работе. Предпусковой подогреватель получили не только двигатели, но и все технические жидкости. - Бульдозер Т-130 оснащается восьмиступенчатой механической коробкой передач, в качестве альтернативы которой предлагалась гидромеханическая КПП. Обе коробки имеют постоянно замкнутую муфту сцепления. При этом само сцепление – сухое четырехдисковое, с двумя ведомыми и двумя ведущими дисками. Коробка передач – четырехвального типа. Также в конструкцию КПП входит двухступенчатый редуктор, многодисковые фрикционы и коническая передача. Четырехвальная компоновка позволяет регулировать транспортную скорость с помощью восьми передних и четырех задних передач. При этом создается максимальное тяговое усилие, равное 128,2 кН на скорости 2,6 км/час. Максимальная транспортная скорость достигается на уровне 30-35 км/час.
- В качестве ходовой части выступает полужесткая подвеска с балансирной поперечной рессорой. Подвеска усилена штампованными лонжеронами, которые объединены с задним мостом. Обратим внимание на гусеничное полотно, представленное в виде штампованных траков, которые закреплены между собой с помощью металлических пальцев. Что касается рулевого управления, то как и в предыдущих и последующих моделях Челябинского тракторного завода, рулевой механизм представлен в виде рычажной системы, а также ленточных фрикционов.
- Кабина трактора Т-130, безусловно, является верхом совершенства на фоне более старых моделей. Яркий пример этому – кабина предшественника Т-100М, которая по сравнению с салоном Т-130 кажется чрезвычайно скупой и бедной с точки зрения оснащения, комфорта и функциональности. Кабина трактора Т-130 оснащена самым необходимым для комфортной и бесперебойной работы в любое время года. Конечно же, в кабине преобладает минимализм, свойственный моде того времени. Но не смотря на кажущуюся простоту, все органы управления, рычаги и переключатели – находятся под рукой, и к ним не нужно тянуться. В комплектацию входит кондиционер и отопление, позволяющие создать прохладу иле тепло в салоне, в зависимости от температурных условий за бортом трактора. Благоприятный климат улучшит самочувствие оператора, и он будет меньше уставать и сможет дольше работать. По сути, таким образом разработчики смогли повысить производительность труда. Более того, за безопасность в кабине отвечает встроенный жесткий каркас безопасности – благодаря ему в случае опрокидывания кабина останется невредимой, а какая-либо деформация крыши абсолютно исключена. Улучшить обзорность удалось с помощью широкой площади остекления, а рабочее место водителя оптимизировано с помощью регулировки сиденья и рулевой колонки.
- Гидравлическая система трактора Т-130 обладает достаточной пропускной способностью, чтобы приводить в действие и заднее, и переднее навесное оборудование. Более того, при необходимости задняя и передняя навески могут работать одновременно, что позволяет повысить скорость исполнения операций, и тем самым увеличить производительность почти в два раза. На переднюю навеску можно установить отвал бульдозера, а на заднее навесное устройство можно закрепить рыхлители и корчеватели различных видов. Например, это могут быть трубоукладочные и сваезабивочные системы, а также лесозаготовительные орудия и другие устройства.
- Удобство в эксплуатации, проверенная временем конструкция и высокоразвитая сервисная база по всему постсоветскому пространству – все это позволяет эксплуатировать трактор на протяжении десятилетий. Ведь при наличии поломки машину можно отремонтировать без особых усилий, после чего трактор снова готов к эксплуатации. При правильном уходе трактор Т-130 имеет практически бесконечный срок службы – по крайней мере, машина эксплуатируется до сих пор. А в России известно немало поддержанных экземпляров в хорошем состоянии, которые продаются за относительно демократичную цену.
Фото трактора Т-130
Видео трактора Т-130
Цена Т 130
Средняя стоимость трактора Т-130 на российском рынке составляет 1,5 миллиона рублей.
Отзывы
- Михаил, Ставропольский край. Трактор, Т-130 приобретен в поддержанном виде. Машина советского производства, почти в убитом состоянии. Мы только открываем свое фермерство, поэтому выбирали трактор по принципу «дешево и сердито». Думали взять под восстановление. Трактор был на ходу, и поначалу даже передвигался, и что-то там грузил и перевозил. Но через три дня лопнул насос гидравлической системы, накрылась цилиндро-поршневая группа, а коробка передач застыла намертво. Даже не удалось нормально испытать машину в деле, а она уже потребовала капремонта. Больше такой убитый экземпляр брать не будем, а сразу возьмем новый китайский трактор. Говорят, что сейчас китайцы уже подтянулись, и стали делать лучше.
- Леонид, Петрозаводск. Т-130 – на удивление мощный трактор с большим внедорожным потенциалом. Машина во многом превосходит старую модель Т-100, на которой мне доводилось работать еще в советское время. Трактор Т-130 появился в нашем хозяйстве уже будучи поддержанным, в 1990-ых годах. Машина в строю до сих пор. Трактор уже хотели списывать, но я воспользовался своими служебными полномочиями, чтобы машину оставили. На это есть несколько причин – трактор не только экономичный и мощный, но и дешевый в обслуживании. К тому же, недавно мы его как следует доработали – установили более современные сиденье, улучшили шумоизоляцию салона, поставили новое гусеничное шасси. В результате получился трактор, не уступающий современным моделям по многим параметрам. У него приемлемая мощность в 180 л. с., которой хватает с запасом для большинства нужд в сельском и промышленном хозяйстве. Конечно, не смотря на все эти доработки, поломки и заводские недочеты никуда не делись. Но мы продолжаем дорабатывать машину, и посмотрим что в итоге из нее получиться.
- Александр, Смоленск. Эта машина пережила свое время, и по-прежнему эксплуатируется в сельском хозяйстве, промышленности, в буксировочных и разгрузочных операциях. Поскольку альтернативы этому трактору в нашем хозяйстве попросту нет, и выбирать не приходиться, к этой машине я уже постепенно привык. Хоть данный трактор не моего поколения, но мне удалось к нему приноровиться – к его поломкам, шумам и вибрациям в салоне. Об акустическом комфорте можно забыть. И все же, надо же с чего-то начинать. Этот бульдозер уверенно преодолевает неровности, хватко цепляется за раскисшую грунтовку, и более менее экономично потребляет топливо. Машину можно агрегатировать с широкозахватными орудиями, и еще можно заправлять даже керосином.